Help-Self Problems with Black Series

C благодарностью Михаилу Кройтору и Дмитрию Туревскому 

за помощь в переводе шахматной терминологии!

Кооперативно-обратный мат с серией черных

(Help-Self Problems with Black Series)

МГ Петко А.Петков

Памяти Dawson’а к 60-ой годовщине с его смерти

(Англ.версия опубликована в StrateGems #54 – 2011)

I. Введение

Эта статья посвящена интересной разновидности серийных задач, где черные выполняют серию ходов, а в конце белые принуждают к обратному мату в один ход! Этот вид довольно отличен от традиционного ser-s#n, где белые выполняют серию из n-1 ходов и на n-ходе принуждают к обратному мату в один ход.

При использовании Popeye для тестирования задач обратного мата с серией черных, задается условие ser-hs#n. Получается, что такое обозначение создает впечатление, что ser-hs#n является модификацией хорошо известного жанра hs#n. Не могу не согласиться, что название “Серийный кооперативно-обратный мат в n ходов” (“Series help-self mate in n moves”, ser-hs#n#) – лучше, чем длинное “Черные играют серию из n-1 вспомогательных ходов таким образом, что достигается позиция, где получается обычный обратный мат в 1 ход”.

Интересно, что никто не может сослаться даже на десяток старых композиций с условием ser-hs#n! Моя весьма огромная личная база содержит всего несколько таких произведений. Поэтому, оказалось довольно сложным подобрать иллюстрации к данной статье. Я обращался за помощью к другим экспертам по сказочному жанру и они отозвались – я получил задачи авторов: Bo Lindgren (спасибо, Hans Gruber!), Peter Harris и Cornel Pacurar. Я также включил сюда несколько своих оригиналов.

Условие ser-hs#n – интересный и свежий жанр, который открывает много новых возможностей. (В настоящее время традиционные серийные жанры без сказочных элементов уже почти полностью исчерпали себя.)

Я должен также упомянуть недавно представленный жанр Pser, который имеет прямую связь с ser-hs#n. В конце статьи я предлагаю несколько новых форм с богатыми практическими возможностями и удивительными тематическими нюансами.

Данная статья посвящается памяти Thomas Rayner Dawson (1889-1951). По моему мнению, нам необходим новый, творческий подход к наследию Dawson’а в сказочном жанре, особенно – к серийным задачам (series-movers). Здесь возможно множество новых форм и идей. В этой статье я сделаю акцент на ограниченное число новшеств, которые являются также моими будущими планами работы.

II. Сила серии черных

Серийные задачи (series-movers) в классической форме, ser-hs#n, были еще в моде в первые годы после Второй Мировой войны. (Черные делают серию из “n” вспомогательных ходов и белые делают последний, матующий ход.)

Жанр серийных задач – очень старый. Некоторые такие задачи, известные из арабских рукописей (XIII век), цитировал H.J.R. Murray в своей Истории шахмат (A History of Chess, 1962). Я знаю также некоторые более старые арабские примеры, но это отдельная тема, которую можно было бы показать в другой статье. Как видно, мы не можем присвоить 100% авторство серийных задач Dawson’у. Тем не менее, вклад его огромен, т.к. именно он сформулировал современные правила этого жанра. Его публикация Обзор сказочных шахмат (The Fairy Chess Review, 1947) была “Библией сказочного жанра”. Задачи ser-hs#n как магнит притягивали всех композиторов сказочного жанра.

Некоторая историческая информация всегда полезна, особенно для молодых композиторов. Важно знать как особенности серийных задач, так и классические тенденции.

Начнем с N1, – типичная миниатюра Dawson’а с превосходной учебной значимостью. 1-7.Ke1 8.f1R 9.Rf2 10-16.Ka1 17.Ra2 Sb3#.

Условие ser.h=n, где мат заменяется патом, появилось позднее (вероятно, после 1950-х). Содержание первых таких задач довольно простое. N2 1.Qh2 2.Kxg2 3-9.Kc1 10.Qc2 11.Qb1 12.Qa1 13.Kb1 Kd2=.

До наступления 1960-х, было опубликовано довольно много композиций с условием ser.h==n, и некоторые из них – со сказочными элементами! N3 1.c6 2.Kc7 3.Kb8 4.Ga8 5.Gc8 6.Gc5 7.Gc7 8.c5 9.c4 10.c3 11.c2+ MAc6==.

III. Серийные обратные маты – естественная модификация

Как естественная модификация ser-hs#n, рано появилось и условие ser-s#n. Всего за несколько лет, с 1949 по 1950, в соответствии с моей сказочной базой, было опубликовано 25 таких задач, но многие из них имеют побочные решения.

Первые ser-s#ns были легкими композициями, составленными в духе примера N4. 1.Rh6 2.Sc3 3.Qxd6 4.Bd2 5.0-0-0 6.Bb1 7.Qxa3+ Bxa3#. Но дальнейшее развитие достигло создания шедевров с таск-характером. Темами являлись в основном различные превращения – в особенности AUW (Allumwandlung = механизм полного превращения пешки/квартет превращений), двойной AUW, супер-AUW, итд., часто с использованием нейтральных фигур.

N5 1.e8S 2.Sxf6 3.Sd5 6.f8Q 7.Qxf3 8.Qg2 13.f8B 14.Bxh6 15.Be3 18.h8R 19.Rxh4 20.Re4 25.h8Q 26.Qxb8 27.Qe5 28.b8B 29.Bxa7 30.Bc5 32.a8R 33.Rxa4 34.Rb4 39.a8S 40.Sab6 41.Sc4 42.Qxe2+ Sxe2#. Двойной белый AUW!

N6 показывает нейтральный супер-AUW с максимальной экономией материала 1.b8nB! 2.cxb8nG (nBf8) 3.nBxa3 (nPa7) 4.a8nQ 5.nQxg2 (nPg7) 6.g8nR 7.nRg6 8.h8nS+ nSxg6 (nRh1)#. Логическая задача с хорошими стратегическими мотивами – N7. Основной план – 1.Kg3 2.Kxh2 (Sb8) 3.b7+!? и далее не 3…Kxb7 (Pb2)# а 3…Bxb7 (Pb2)+ 4.Kh3. После длинного Pendel-маневра, Rg2 ходит на a2. 1.Qf2 2.Rgg1 3.Qd4 4.Bc3 5.Ba5 6.Ra1 7.Ra2 8.Bc3 9.Ba1 10.Qg1 and now: 11.Kg3! 12.Kxh2 (Sb8) 13.b7+ Kxb7 (Pb2)#.

IV. Приятный сюрприз

Когда же был опубликован первый кооперативно-обратный мат с серией черных (“help-compel mate with black series”, ser-hs#n)? К сожалению, ответа я не имею. Знаю только, что опубликовано их было несколько.

Я бы хотел Вам показать N8 – задачу, опубликованную сравнительно недавно. 1.Sed3! 2.d1Q 3.Qf3 4.Sf2! 5.g1Q 6.Qxh2 7.Sg4! 8.Qh4 9.Qe7 10.Se5! 11.Qff6. На этом заканчивается 11-ходовая серийная фаза, которая сопровождается обратным матом в один ход: 12.Bc4+ Sbxc4/Sexc4#. Богатое содержание с bS Rundlauf (“круиз”), двумя превращениями bQ, двумя самоблокированиями и созданием черной батареи. 

Анализируя данную композицию, можем определить основные эстетические критерии современной ser-hs#n следующим образом:

A – Так как основным содержанием такой задачи являются ходы черных, основная цель – создать (неожиданный!) матующий механизм, кульминацией которого станет последняя фаза (s#1). Для достижения этого требуется достаточное количество черных ходов, часто – десять и более.

B – Серия черных ходов должна иметь тематическое содержание или являться комбинацией тем и идей. Композитор должен также стремиться к сложности решения.

В какой-то степени эти критерии выполнены в нижеследующих примерах.

В N9 черная серия ходов показывает два Эксцельсиора, взаимное развязывание черных пешек и псевдо-возвраты черных превращенных фигур на b7 и c7. 1.c6! 2-6.b1R 7.Rb7! 8-12.c1Q+!. Здесь заканчивается черная серия и следует обратный мат: 12…Sc7+ 13. Qxc7#.

Любопытно заметить, что Popeye решает данную задачу (как и другие такого типа) как ser.hs#12, т.е., он не учитывает (не считает) последний матующий ход в условии, хотя и показывает его в решении. По-моему мнению, все же правильным условием здесь должно быть только ser-hs#13.

N10 демонстрирует интересную тему, которая кажется новинкой. Здесь черные строят батарею, которая не может поставить мат. Эта батарея разрушается и создается новая, которая матует. 1.b1S! 2.a1R! (создана батарея) 3.Ra4 (батарея разрушена?=abandoned) 4.Rf4 5-7. Kh3 8.Rg4 9.Rg2 10-11.Kg1 12-13.Rh1 (создана новая батарея) и финальная игра: 14.Rg2+! Kxg2#.

В N11, в первой фазе, черные создают батарею B/Q: 1.Ke5 2-6.f1B 7.h1Q которая впоследствии будет уничтожена. Новая, похожая батарея, создается на противоположной стороне доски: 8.Qa8 9.Bc4 10.Ba2 11.Bb1 12.Qa1! и затем 12…Qf5+ 13.Bxf5# с освобождением линии.

Используя сказочные элементы (фигуры, условия, итд.) композитор может продемонстрировать изобилие новых и иногда – необычных – идей. Часто такие задачи также сложны для решения.

N12 1.Qxb3 (Ke4?) 2.Bb1=wB 3.Rc2=wR 4.Ke4 5.Rf7=wR Rxc6+ 6.Qxb1#, 1.Qxd2 (Kc5?) 2.Rc1=wR 3.Bc2=wB 4.Kc5 5.Rb7=wR Bxg6+ 6.Qxc1#. Открытие линии, Индийская тема, Гримшоу на “c2”, развязывание черной ладьи, которое открывает линию для Rd8.

Далее следует квартет ультра-современных композиций Peter’а Harris’а.

N13 1.b3 2.Ra4 3.Ra8 4.Rxa2 (+wPa8=wS) 5.Bxa8 (+wSh1) 6.Bg2 Sg3+ 7.Bxg3 (+wSf2), 1.Rg4 2.Bd5 3.Bg8 4.Bxa2 (+wPg8=wB) 5.Rxg8 (+wBg4) 6.Rh8+ Bh3+ 7.Rxh3 (+wBh8) #. Два красивых превращения в S и B со специфичными PWC матами (специфические для сказочного условия Platzwechsel Circe матовые картины).

N14 1.nPe6 2.nPxd5 (+wLOe6) 3.LOxd5-e5 (+nPb5) 4.LOxe6-e7 (+wLOe5) 5.LOxe5-e4 (+wLOe7) 6.LOxe7-e8 (+wLOe4) 7.LOxb5-a4 (+nPe8=nLO) 8.LOxe4-f4 (+wLOa4) LOxf4-g4 (+bLOa3) zz 9.LOxg4-h4 (+wLOa4)#.

N15 a) 1.a1N 2.Nb3 3.Nd4 (+wPb3) 4.Nxb3 (bNb1) (+wPd4), Pd4 удерживает wK от хода, 5.Na3+ Nf6 (+bPb4). Это защищает от шаха, потому что bP удерживает bN от хода, 6.b3#. Pb4 больше не мешает bN защищать поле e1. b) 1.a1VAO 2.VAOd4 3.VAOxb6 (bVAOb1) (+wPd4), без wPb6, bK может теперь пойти на c7, пока Pd4 мешает ходу wK, 4.Kc7 (+wPb7 5.Kd7 (+wPc7) b8S!. Это не шах, поскольку поле b1 занято bVAO – cвязанная фигура, согласно сказочному условию, 6.Ke6 (+wPd7)#.

N16 1.nKd2 2.nKe3 (+bPd2) 3.nKd4 (+bPe3) 4.nKc5 (+bPd4) 5.nKd6 (+bPc5) 6.nKc7 (+bPd6) 7.nKb8 (+bPc7) 8.nKa7 9.nKb8 (+bPa7) 10.a5 11.nKa7 12.nKb8 (+bPa7) 13.e2 14.d1Q 15.Qa4=S 16.Sb6=B (+bPa4) 17.a6 18.Ba7=R 19.e1R nKc8 20.Re8=Q#.

V. Применение Pser

Вполне логичной является комбинация ser-hs#n (=, ==, etc.) с Pser. Такие задачи мы можем обозначить как Pser-hs#n (применяется также в Popeye). Я обратил внимание на эту возможность в своей статье “Замечательный (новый жанр) Parry серии” (The Wonderful (new genre) Parry Series, SG51/2010), иллюстрируя ее примером N17. 1.b1Q 2.Qd3+ Kg1 3.Qg6+ Kh1 4.Qc6+ Rxc6+ 5.Kb1 Rc2 6.Kxc2#. Такая постановка может быть протестирована программой Popeye с условием Pser-hs#5.

N18 a) 1.Qc2+ Kh3 2.Qf5+ Rg4 3.Qd3+ Bf3 4.Qf1+ Kh2 5.Qf2+ Kh1 6.Kf1 Rg1+ 7.Qxg1#, b) 1.Qb6 + Rfd4 2.Qg6+ Kh1 3.Kf2 4.Kg3 5.Kh3 6.Qg3 Bg2+ 7.Qxg2#. Сложная пятерка!

N19 a) 1.Kd8 2.Rd7+ Kc6 3.Rd6+ Kb7 4.Rd7+ Ka8 5.Re7 Qc8+ 6.Kxc8=, b) 1.Ke8 2.Re7+ Kf6 3.Re6+ Kg7 4.Re7+ Kh8 5.Rd7 Qf8+ 6.Kxf =. Превосходный эхо-хамелеон в 4 фигурах.

N20 1.Rc2 2.Kb2+ Kd7 3.Ka1 4.Rc7+ Ke6 5.Rc6+ Kf5 6.Rc5+ Kg4 7.h5+ Kg3 8.h4+ Kg2 9.h3+ Kh1 10.Rc1+ Rd1 11.Rb1 Rc1 12.Rxc1#. Длинная и динамичная игра, с неожиданными маневрами обеих сторон, которая заканчивается правильным матом.

N21 – таск, который показывает три белых R-превращения плюс три аннигиляции белых пешек с целью открытия линий для превращенных ладей. 1.Qxc5 2.Qxe3 3.Qh3+ Ke8 4.Qh8+ g8R 5.Qh5+ Rg6 6.Qb5+ Kd8 7.Qb8+ c8R 8.Qf4 9.Qf8+ e8R 10.Kxd3 Rd6+ 11.Qxd6 #. Замечательная активность bQ (10 ходов!), плюс правильный мат.

VI. Другие новые вариации

Я планировал предложить много новых идей, но в связи с личными обстоятельствами имел ограниченное время для работы над ними. Много задач, которые начал, остались еще незавершенными. Надеюсь в ближайшее время подготовить некоторое дополнение к нижеследующему.

A) Рефлексный мат + Черные серии (Reflexmates + Black series). Используя черные серии, можно составлять множество вариаций рефлексного мата, таких как: ser-hr#n или ser-hr=n, ser-hr==n, ser-hr+n, Pser-hr#n, или Pser-hr=n, итд. В ser-hr#n, черные играют серию в n-1 ходов, затем белые форсируют (принуждают к) r#1. То же правило применяется для обычного рефлексного мата , т.е. белые обязаны дать мат в любой момент в течение серии ходов черных, если возможно. Эстетически, такие рефлексные попытки являются обязательными. Возможен также полу-рефлексный мат. К сожалению, в Popeye он пока не реализован, поэтому составление таковых – затруднительно. Элементарный пример – N22. Попытка 1.bhPf5=nhP? 2.nhPf4=bhP 3.bhPf3=nhP 4.nhPf2=bhP 5.f1=nhQ с целью 5…Kh8 and 6.hnQf8=bhQ#, но здесь белый должен дать мат ходом 5…hnQf8=whQ#! Поэтому черный должен найти другую возможност для реализации своего Эксцельсиора: 1.bhPf6=nhP! 2.nhPf5=bhP 3.bhPf4=nhP 4.nhPf3=bhP 5.bhPf2=nhP 6.f1=bhQ! 7.bhQb1=nhQ! и теперь 7…Kh8 8.nhQh7=bhQ#! и не – 7.bhQd3=nhQ? 8.nhQd8=whQ#! Работа с полу-нейтральными фигурами обещает большие надежды.

B) Белые + Черные серии (White + Black series). Это – интересная и многообещающая новая форма. В начале белый совершает серию из “x” полу-ходов, которые мы можем назвать вступлением. Затем черный совершает свою серию из “y” ходов, как в нормальной ser-hs#n (ser-hs=n, ser-hs==n, итд.). Условие в N23: 2→ser-hs#7. Белый делает два хода, 1.c8R 2.Rf8!, сопровождаемых черным, который делает свои шесть ходов, 1- 5.f1S 6.d1R за которыми следует финал 6…Rf3+ 7.Sg3#.

В N24 вступление показывает создание индийского маневра в исполнении белых (White Indian): 1.Bc3 2.Rd4!, сопровождаемое черной серией: 1.Kf6 2.Bc1 3.Bb2 и дальнейшим s#1: 3…Re4+ 4.Bxc3#. Аналогично: 1.Rb4 2.Bd4 & 1.Kf4 2.Bd8 3.Ba5 Bg1+ 4.Bxb4#. Обе стороны показывают богатую тематическую игру с правильными матами в экономичной конструкции.

N25 1.Qd3 2.Qb1 & 1.axb1S 2.Sd2 3.Sf1 Se3+ 4.Sxe3#, 1.Sc3 2.Sb1 & 1.axb1B 2.Bc2 3.Bd1 Qf3+ 4.Bxf3 #. Взаимные жертвы wQ и wS на b1 во вступлении, сопровождаемые превращениями, темой Дентист, созданием и трансформацией маскированных черных батарей и эффектом Умнова (ушел-пришел).

C) Белое вступление + Pser (White introduction + Pser). Интересная модификация Pser. Здесь игра Pser-hs#n следует за вступлением белых.

(Для тестированием программой Popeye используйте: x→pser-hs#y , где “x” – количество вступительных ходов и “y” – количество серийных ходов черных. (Popeye имеет тот же недостаток, как указанный ранее.)

Вступление должно иметь тематическое содержание и также быть сложным для решения, иначе оно нежелательно.

В N26, вступление содержит только два хода, которые трудно найти: 1.Rf8 2.Rd8! Белые разрушают свою батарею S/R, а делают засадный ход ладьей. После Pser игры: 1- 3.d3+ Kd1 4.c2+ Ke1 5.d2+ Kf1 6.d1S 7.c1R! получаем обратный мат в 1 ход: 7…Rd3+ 8.Se3#. Попытка 1.Rxd7? 2.Kd1, после марша c-пешки (которая нужна из-за побочного), будет 1-3.b3+ Kd1 4.c2+ Ke1, и у белого короля больше нет “парирующих” ходов для перемещения на “e1”. Другая аналогия – когда белый разрушает батарею S/R, пока черный строит батарею S/R.

VII. Дальнейшая работа

Я думаю, в использовании названия серийный кооперативно-обратный мат в N ходов (series help-selfmate in “n” – как реализовано в Popeye) есть некоторая терминологическая проблема. Не уверен, что это может быть принято как официальное название. Конечно, возможны и другие названия, но исторической неизбежностью является стандартизация сказочных терминов, имен, символов, – таких, какие используются в программах и указываются к диаграммам. Такая работа должна бы являться одной из наиболее важных обязанностей WFCC. Я также надеюсь на скорое введение задач обратного мата с черными сериями (self-problems with black series) в Popeye.

В отношении эстетических критериев кооперативно-обратных матов (help-compel mates), большинство из них было определено мной в предыдущей статье в StrateGems (SG32), хотя возможна и дополнительная работа в этой области.

Другая область интереса – Pser серии (включая элемент вступления). Здесь нужна и важна, как всегда, и творческая работа, но и быстрые компьютеры, необходимые для тестирования таких задач.

Моя рекомендация к композиторам – начать со схем, которые включают не более 8-9 ходов. Более сложные схемы будет довольно трудно проверять. Можно также работать здесь с черными сериями (6-7 ходов максимум). Ключевой момент здесь – иметь хорошее тематическое содержание!


Закладка Постоянная ссылка.

3 комментария: Help-Self Problems with Black Series

  1. Seetharamanseetharaman пишет:

    Thanks Petkov for this very interesting article, and the thorough analysis. There are so many outstanding examples reproduced. But (is usual!) some easy to understand problems caught my eye. The first three originals of yours.. Nos9, 10 and 11 are delightful. No.10 and 11, with formation and dismantling of black batteries being very novel. Thanks Julia for thinking of making it available to us.

    • Seetharamanseetharaman пишет:

      About No.8 Mr.Petkov expressed surprised that Popeye solved it as Ser.hs#12. I believe the Popeye team followed the logic that the solution required one to find the series of 12 help-moves, after which white forces mate. This reasoning seems to be fine to me.

  2. Paul Raican пишет:

    I want to note two typos here:
    N23 – it is a bP missing on h4;
    N26 is obviously a 2->parryser-hs#

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You can add images to your comment by clicking here.

Help-Self Problems with Black Series

Help-Self Problems with Black Series

By IGM Petko A. Petkov

In Memory of T.R. Dawson on the occasion of the 60th anniversary of his death

(Published in StrateGems #54 – 2011)

I. Introduction

This article is devoted to an interesting type of series-movers in which Black executes the series, but at the end White forces selfmate in one move! This type is rather different from traditional ser-s#n in which White executes the series from n-1 moves and at the nth move White forces selfmate in one.

Using Popeye, selfmate problems with Black series can be checked with stipulation ser-hs#n. Therefore, this denotation gives an impression that ser-hs#n is a modification from a well-known genre at present, hs#n. I tend to accept that the name “Series help-self mate in n moves” (ser-hs#n#) is better that the long name “Black plays a series of n-1 helpful moves so as to reach a position where there is a normal selfmate in 1”.

It is interesting that nobody can cite even ten old compositions with the stipulation ser-hs#n! My rather huge personal data base has but a few such opuses. Thus, I found it hard to illustrate this article. I asked for help from other fairy experts and they responded. I received problems from Bo Lindgren (thanks to Hans Gruber), Peter Harris and Cornel Pacurar. I also included several of my originals.

The stipulation ser-hs#n is an interesting and fresh genre which offers many new possibilities. (At present, the traditional series-genres, without fairy elements, are mostly exhausted.)

I should also mention the recently introduced Pser, which has a direct relationship with ser-hs#n. At the end of the article, I offer several new forms with rich practical possibilities and very surprising thematic nuances.

This article is dedicated to the memory of Thomas Rayner Dawson (1889-1951). In my opinion, we need a new, creative approach to Dawson’s heritage in Fairy Chess, especially series-movers. Many new forms and ideas are possible. In this article I will accent a limited number of novelties which figure in my work plans.

II. The Power of Black Series

Series-movers, in the classical form, ser-hs#n, were still in vogue in the first years following the World War II. (Black makes a series of “n” help moves and White makes the last, mating move.)

The series-mover is very old. Some such problems, known from Arabian manuscripts (XIII century), are cited by H.J.R. Murray in his A History of Chess (1962). I also know some older Arabian examples, but this special theme should be accented in a different article. As you see, we cannot ascribe 100% authorship to Dawson for series-movers. Nevertheless, his contribution is enormous because he formulated contemporary rules for them. His publication The Fairy Chess Review (1947) was a Fairy Bible. The ser-hs#n problems acted as a magnet for all fairy composers.

Some historical information is needed, especially for younger composers. It is important to know what the special features of series-movers are and also to know the classical tendencies.

We start with N1, a typical of Dawson’s miniature with excellent educational value. 1-7.Ke1 8.f1R 9.Rf2 10-16.Ka1 17.Ra2 Sb3#.

The stipulation ser.h=n, in which the mate is replaced with stalemate, appeared later (probably after 1950). The content of the earlier problems was rather simple. N2 1.Qh2 2.Kxg2 3-9.Kc1 10.Qc2 11.Qb1 12.Qa1 13.Kb1 Kd2=.

Before 1960, many compositions with the stipulation ser.h==n, were also published, some of them with fairy elements! N3 1.c6 2.Kc7 3.Kb8 4.Ga8 5.Gc8 6.Gc5 7.Gc7 8.c5 9.c4 10.c3 11.c2+ MAc6==.

III. Series Selfmates – a Natural Modification

As a natural modification of ser-hs#n, the stipulation ser-s#n arises early. In just two years, 1949 and 1950, according to my fairy data-base, twenty-five such problems were published, many of them cooked.

The first ser-s#ns were light compositions in the spirit of N4. 1.Rh6 2.Sc3 3.Qxd6 4.Bd2 5.0-0-0 6.Bb1 7.Qxa3+ Bxa3#. Development continued with the creation of masterpieces with a task character. The themes are mainly different promotions, especially AUW, double AUW, Super AUW, etc., often composed with neutral pieces.

N5 1.e8S 2.Sxf6 3.Sd5 6.f8Q 7.Qxf3 8.Qg2 13.f8B 14.Bxh6 15.Be3 18.h8R 19.Rxh4 20.Re4 25.h8Q 26.Qxb8 27.Qe5 28.b8B 29.Bxa7 30.Bc5 32.a8R 33.Rxa4 34.Rb4 39.a8S 40.Sab6 41.Sc4 42.Qxe2+ Sxe2#. A double white AUW!

N6 shows a neutral Super AUW with maximum economy of material 1.b8nB! 2.cxb8nG (nBf8) 3.nBxa3 (nPa7) 4.a8nQ 5.nQxg2 (nPg7) 6.g8nR 7.nRg6 8.h8nS+ nSxg6 (nRh1)#. A logical problem with good strategic motives is N7. The main plan is 1.Kg3 2.Kxh2 (Sb8) 3.b7+!? and now not 3…Kxb7 (Pb2)# but 3…Bxb7 (Pb2)+ 4.Kh3. After a long Pendel maneuver, Rg2 moves to a2. 1.Qf2 2.Rgg1 3.Qd4 4.Bc3 5.Ba5 6.Ra1 7.Ra2 8.Bc3 9.Ba1 10.Qg1 and now: 11.Kg3! 12.Kxh2 (Sb8) 13.b7+ Kxb7 (Pb2)#.

IV. A Pleasant Surprise

When was the first help-compel mate, with black series (ser-hs#n), published? Unfortunately, I don’t have the answer. I only know that few have been published.

I would like to show you N8, a problem published not long ago. 1.Sed3! 2.d1Q 3.Qf3 4.Sf2! 5.g1Q 6.Qxh2 7.Sg4! 8.Qh4 9.Qe7 10.Se5! 11.Qff6. This ends the eleven-move series phase and is followed by a selfmate in one: 12.Bc4+ Sbxc4/Sexc4#. The content is rich with bS Rundlauf, two bQ promotions, two self-blocks and a creation of a black battery. This is a lot for just eleven moves.

Analyzing this composition we can define the main aesthetic criteria for a contemporary ser-hs#n# as:

A – Since the main content of the problem is in Black’s moves, the prime goal is to create (a surprising) mating mechanism culminating with the last phase (s#1). To achieve this, a sufficient number of black moves is needed, often ten or more.

B – The black series must have a thematic content or a combination of themes and ideas. The composer should also strive for a difficult solution.

In the following problems these criteria are executed to some degree.

In N9, the black series shows two Excelsior’s, reciprocal unpins between black Pawns and a pseudo-switchbacks of black promoted pieces to b7 and c7. 1.c6! 2-6.b1R 7.Rb7! 8-12.c1Q+!. The black series ends and selfmate-in-one follows: 12…Sc7+ 13. Qxc7#.

It is interesting to note that Popeye solves this problem (and others of this kind) as a ser.hs#12, i.e., it disregards the last mating move although it is shown in the solution. In my opinion, the right stipulation here can only be ser-hs#13.

N10 demonstrates an interesting theme which seems novel. Here, Black creates one battery which cannot deliver mate. This battery is abandoned and a new battery is created, which mates. 1.b1S! 2.a1R! (battery is created) 3.Ra4 (battery is abandoned) 4.Rf4 5-7. Kh3 8.Rg4 9.Rg2 10-11.Kg1 12-13.Rh1 (a new battery is created) leading to the finale: 14.Rg2+! Kxg2#.

In N11, in the first phase, Black creates a B/Q battery: 1.Ke5 2-6.f1B 7.h1Q which is subsequently destroyed. A new, similar battery, is constructed on the opposite side of the board: 8.Qa8 9.Bc4 10.Ba2 11.Bb1 12.Qa1! and then 12…Qf5+ 13.Bxf5# with line clearance.

Using fairy elements (pieces, conditions, etc.) a composer can demonstrate a wealth of new, and sometimes unusual, ideas. Often, such problems are also hard to solve.

N12 1.Qxb3 (Ke4?) 2.Bb1=wB 3.Rc2=wR 4.Ke4 5.Rf7=wR Rxc6+ 6.Qxb1#, 1.Qxd2 (Kc5?) 2.Rc1=wR 3.Bc2=wB 4.Kc5 5.Rb7=wR Bxg6+ 6.Qxc1#. Line opening, Indian, Grimshaw on “c2”, unpins by the black Rook which opens line for Rd8.

The following is a quartet of hypermodern compositions by Peter Harris.

N13 1.b3 2.Ra4 3.Ra8 4.Rxa2 (+wPa8=wS) 5.Bxa8 (+wSh1) 6.Bg2 Sg3+ 7.Bxg3 (+wSf2), 1.Rg4 2.Bd5 3.Bg8 4.Bxa2 (+wPg8=wB) 5.Rxg8 (+wBg4) 6.Rh8+ Bh3+ 7.Rxh3 (+wBh8) #. Two nice promotions in S and B with specific PWC mates.

N14 1.nPe6 2.nPxd5 (+wLOe6) 3.LOxd5-e5 (+nPb5) 4.LOxe6-e7 (+wLOe5) 5.LOxe5-e4 (+wLOe7) 6.LOxe7-e8 (+wLOe4) 7.LOxb5-a4 (+nPe8=nLO) 8.LOxe4-f4 (+wLOa4) LOxf4-g4 (+bLOa3) zz 9.LOxg4-h4 (+wLOa4)#.

N15 a) 1.a1N 2.Nb3 3.Nd4 (+wPb3) 4.Nxb3 (bNb1) (+wPd4), Pd4 will prevent wK from moving, 5.Na3+ Nf6 (+bPb4). This defends against the check because the bP prevents bN from moving, 6.b3#. Pb4 no longer prevents bN from guarding e1-square. b) 1.a1VAO 2.VAOd4 3.VAOxb6 (bVAOb1) (+wPd4), without wPb6, the bK can now move to c7, while Pd4 prevents the wK from moving, 4.Kc7 (+wPb7 5.Kd7 (+wPc7) b8S!. This is not a check since b1-square is occupied by bVAO, a pinned piece under the circumstances, 6.Ke6 (+wPd7)#.

N16 1.nKd2 2.nKe3 (+bPd2) 3.nKd4 (+bPe3) 4.nKc5 (+bPd4) 5.nKd6 (+bPc5) 6.nKc7 (+bPd6) 7.nKb8 (+bPc7) 8.nKa7 9.nKb8 (+bPa7) 10.a5 11.nKa7 12.nKb8 (+bPa7) 13.e2 14.d1Q 15.Qa4=S 16.Sb6=B (+bPa4) 17.a6 18.Ba7=R 19.e1R nKc8 20.Re8=Q#.

V. Application of Pser

It is only logical to combine ser-hs#n (=, ==, etc.) with the Pser. Such problems we can designate as Pser-hs#n (used also by Popeye). I have paid attention to this opportunity in my article The Wonderful (new genre) Parry Series (SG51/2010), illustrating it with N17. 1.b1Q 2.Qd3+ Kg1 3.Qg6+ Kh1 4.Qc6+ Rxc6+ 5.Kb1 Rc2 6.Kxc2#. This setting can be checked with Popeye as Pser-hs#5.

N18 a) 1.Qc2+ Kh3 2.Qf5+ Rg4 3.Qd3+ Bf3 4.Qf1+ Kh2 5.Qf2+ Kh1 6.Kf1 Rg1+ 7.Qxg1#, b) 1.Qb6 + Rfd4 2.Qg6+ Kh1 3.Kf2 4.Kg3 5.Kh3 6.Qg3 Bg2+ 7.Qxg2#. A difficult fiver!

N19 a) 1.Kd8 2.Rd7+ Kc6 3.Rd6+ Kb7 4.Rd7+ Ka8 5.Re7 Qc8+ 6.Kxc8=, b) 1.Ke8 2.Re7+ Kf6 3.Re6+ Kg7 4.Re7+ Kh8 5.Rd7 Qf8+ 6.Kxf =. Perfect Chameleon-echo with four men.

N20 1.Rc2 2.Kb2+ Kd7 3.Ka1 4.Rc7+ Ke6 5.Rc6+ Kf5 6.Rc5+ Kg4 7.h5+ Kg3 8.h4+ Kg2 9.h3+ Kh1 10.Rc1+ Rd1 11.Rb1 Rc1 12.Rxc1#. The long and dynamic play, with surprising maneuvers by both sides, ends with a model mate.

N21 is a task which shows three white R-promotions plus three annihilations of white Pawns with a goal of line openings for promoted Rooks. 1.Qxc5 2.Qxe3 3.Qh3+ Ke8 4.Qh8+ g8R 5.Qh5+ Rg6 6.Qb5+ Kd8 7.Qb8+ c8R 8.Qf4 9.Qf8+ e8R 10.Kxd3 Rd6+ 11.Qxd6 #. Great activity by the bQ (10 moves!), plus a model-mate.

VI. Other New Variations

I was planning to provide many new ideas, but due to personal matters, I had a limited time to work on them. Many problems which I started remain unfinished. I hope to provide additional insight at some later date.

A) Reflexmates + Black series. Using the black series, one can compose many variations of reflexmates such as: ser-hr#n or ser-hr=n, ser-hr==n, ser-hr+n, Pser-hr#n, or Pser-hr=n, etc. In a ser-hr#n, Black plays a series of n-1 moves, then White forces r#1. The same rules apply as for a regular reflexmate, i.e., White is obliged to mate at any time during the black series, if possible. Aesthetically, such reflex-tries are obligatory. Semi-reflexmates are also possible. Unfortunately, Popeye is not yet programed to handle them, so it is difficult to compose them. An elementary example is N22. The try 1.bhPf5=nhP? 2.nhPf4=bhP 3.bhPf3=nhP 4.nhPf2=bhP 5.f1=nhQ with the goal of 5…Kh8 and 6.hnQf8=bhQ#, but here White must mate with 5…hnQf8=whQ#! Therefore Black must find another way to realize his Excelsior: 1.bhPf6=nhP! 2.nhPf5=bhP 3.bhPf4=nhP 4.nhPf3=bhP 5.bhPf2=nhP 6.f1=bhQ! 7.bhQb1=nhQ! and now 7…Kh8 8.nhQh7=bhQ#! And not 7.bhQd3=nhQ? 8.nhQd8=whQ#! Work with half-neutral pieces shows great promise.

B) White + Black series. This is an interesting and promising new form. At first White makes a series of “x” half-moves, which we can call an introduction. After that Black makes its series of “y” moves as in a normal ser-hs#n (ser-hs=n, ser-hs==n, etc.). The stipulation in N23 is 2→ser-hs#7. White makes two moves, 1.c8R 2.Rf8!, followed by Black, who makes six moves, 1- 5.f1S 6.d1R followed by the finale 6…Rf3+ 7.Sg3#.

In N24, the introduction shows creation of a White Indian: 1.Bc3 2.Rd4!, followed by Black series: 1.Kf6 2.Bc1 3.Bb2 and follows s#1: 3…Re4+ 4.Bxc3 #. Similarly: 1.Rb4 2.Bd4 & 1.Kf4 2.Bd8 3.Ba5 Bg1+ 4.Bxb4#. Both sides provide rich thematic play with model-mates in economic construction.

N25 1.Qd3 2.Qb1 & 1.axb1S 2.Sd2 3.Sf1 Se3+ 4.Sxe3#, 1.Sc3 2.Sb1 & 1.axb1B 2.Bc2 3.Bd1 Qf3+ 4.Bxf3 #. Reciprocal sacrifices by the wQ and the wS on b1 in the introduction, followed by promotions, Dentist-theme, creation and transformation of masked black batteries and Umnov.

C) White introduction + Pser. An interesting modification of Pser. Here the Pser-hs#n play follows White introduction.

(When checking with Popeye use: x→pser-hs#y , where “x” is the number of introductory moves and “y” is the number of black series moves. (Popeye exhibits the same flaw as mentioned before.)

The introduction should have thematic content and also be difficult to solve, otherwise, it is not desirable.

In N26, the introduction contains only two moves, which are hard to find: 1.Rf8 2.Rd8! White destroys its S/R battery, and then moves its Rook into an ambush. After the Pser play: 1- 3.d3+ Kd1 4.c2+ Ke1 5.d2+ Kf1 6.d1S 7.c1R! we have a selfmate in one: 7…Rd3+ 8.Se3#. The try 1.Rxd7? 2.Kd1, after the march of the c-Pawn (which is needed because of the cook), is 1-3.b3+ Kd1 4.c2+ Ke1, and the white King has no more parry-moves for moving to “e1”. Another analogy is that White destroys S/R battery while Black builds the S/R battery.

VII. The Future Work

I think there are some terminological problems when using the name series help-selfmate in “n” (as used by Popeye). I’m not sure it will be accepted as an official name. Other names are possible, of course, but a historical inevitability is the standardization of all fairy terms, names, and symbols which are used in programs and under diagrams. This work should be one of the most important duties of the WFCC. I am also hoping for a speedy incorporation of self-problems with black series into Popeye.

In regard to aesthetic criteria of help-compel mates, most of it was defined in my previous article in StrateGems (SG32), although additional work in this area is also possible.

Another area of interest is the Pser series (including the introduction element). Creative work is always an important element but fast computers will be needed for checking these problems.

My recommendation to composers is to start with schemes that incorporate fewer than 8 or 9 moves. More complex scheme will be difficult to verify. One can also work with black series (maximum 6-7 moves). The key here is to have a good thematic content.


Bookmark the permalink.

3 Responses to Help-Self Problems with Black Series

  1. Seetharamanseetharaman says:

    Thanks Petkov for this very interesting article, and the thorough analysis. There are so many outstanding examples reproduced. But (is usual!) some easy to understand problems caught my eye. The first three originals of yours.. Nos9, 10 and 11 are delightful. No.10 and 11, with formation and dismantling of black batteries being very novel. Thanks Julia for thinking of making it available to us.

    • Seetharamanseetharaman says:

      About No.8 Mr.Petkov expressed surprised that Popeye solved it as Ser.hs#12. I believe the Popeye team followed the logic that the solution required one to find the series of 12 help-moves, after which white forces mate. This reasoning seems to be fine to me.

  2. Paul Raican says:

    I want to note two typos here:
    N23 – it is a bP missing on h4;
    N26 is obviously a 2->parryser-hs#

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You can add images to your comment by clicking here.