Julia's Fairies

Кооперативно-обратный мат с серией черных

C благодарностью Михаилу Кройтору и Дмитрию Туревскому 

за помощь в переводе шахматной терминологии!

Кооперативно-обратный мат с серией черных

(Help-Self Problems with Black Series)

МГ Петко А.Петков

Памяти Dawson’а к 60-ой годовщине с его смерти

(Англ.версия опубликована в StrateGems #54 – 2011)

I. Введение

Эта статья посвящена интересной разновидности серийных задач, где черные выполняют серию ходов, а в конце белые принуждают к обратному мату в один ход! Этот вид довольно отличен от традиционного ser-s#n, где белые выполняют серию из n-1 ходов и на n-ходе принуждают к обратному мату в один ход.

При использовании Popeye для тестирования задач обратного мата с серией черных, задается условие ser-hs#n. Получается, что такое обозначение создает впечатление, что ser-hs#n является модификацией хорошо известного жанра hs#n. Не могу не согласиться, что название “Серийный кооперативно-обратный мат в n ходов” (“Series help-self mate in n moves”, ser-hs#n#) – лучше, чем длинное “Черные играют серию из n-1 вспомогательных ходов таким образом, что достигается позиция, где получается обычный обратный мат в 1 ход”.

Интересно, что никто не может сослаться даже на десяток старых композиций с условием ser-hs#n! Моя весьма огромная личная база содержит всего несколько таких произведений. Поэтому, оказалось довольно сложным подобрать иллюстрации к данной статье. Я обращался за помощью к другим экспертам по сказочному жанру и они отозвались – я получил задачи авторов: Bo Lindgren (спасибо, Hans Gruber!), Peter Harris и Cornel Pacurar. Я также включил сюда несколько своих оригиналов.

Условие ser-hs#n – интересный и свежий жанр, который открывает много новых возможностей. (В настоящее время традиционные серийные жанры без сказочных элементов уже почти полностью исчерпали себя.)

Я должен также упомянуть недавно представленный жанр Pser, который имеет прямую связь с ser-hs#n. В конце статьи я предлагаю несколько новых форм с богатыми практическими возможностями и удивительными тематическими нюансами.

Данная статья посвящается памяти Thomas Rayner Dawson (1889-1951). По моему мнению, нам необходим новый, творческий подход к наследию Dawson’а в сказочном жанре, особенно – к серийным задачам (series-movers). Здесь возможно множество новых форм и идей. В этой статье я сделаю акцент на ограниченное число новшеств, которые являются также моими будущими планами работы.

II. Сила серии черных

Серийные задачи (series-movers) в классической форме, ser-hs#n, были еще в моде в первые годы после Второй Мировой войны. (Черные делают серию из “n” вспомогательных ходов и белые делают последний, матующий ход.)

Жанр серийных задач – очень старый. Некоторые такие задачи, известные из арабских рукописей (XIII век), цитировал H.J.R. Murray в своей Истории шахмат (A History of Chess, 1962). Я знаю также некоторые более старые арабские примеры, но это отдельная тема, которую можно было бы показать в другой статье. Как видно, мы не можем присвоить 100% авторство серийных задач Dawson’у. Тем не менее, вклад его огромен, т.к. именно он сформулировал современные правила этого жанра. Его публикация Обзор сказочных шахмат (The Fairy Chess Review, 1947) была “Библией сказочного жанра”. Задачи ser-hs#n как магнит притягивали всех композиторов сказочного жанра.

Некоторая историческая информация всегда полезна, особенно для молодых композиторов. Важно знать как особенности серийных задач, так и классические тенденции.

Начнем с N1, – типичная миниатюра Dawson’а с превосходной учебной значимостью. 1-7.Ke1 8.f1R 9.Rf2 10-16.Ka1 17.Ra2 Sb3#.

Условие ser.h=n, где мат заменяется патом, появилось позднее (вероятно, после 1950-х). Содержание первых таких задач довольно простое. N2 1.Qh2 2.Kxg2 3-9.Kc1 10.Qc2 11.Qb1 12.Qa1 13.Kb1 Kd2=.

До наступления 1960-х, было опубликовано довольно много композиций с условием ser.h==n, и некоторые из них – со сказочными элементами! N3 1.c6 2.Kc7 3.Kb8 4.Ga8 5.Gc8 6.Gc5 7.Gc7 8.c5 9.c4 10.c3 11.c2+ MAc6==.

III. Серийные обратные маты – естественная модификация

Как естественная модификация ser-hs#n, рано появилось и условие ser-s#n. Всего за несколько лет, с 1949 по 1950, в соответствии с моей сказочной базой, было опубликовано 25 таких задач, но многие из них имеют побочные решения.

Первые ser-s#ns были легкими композициями, составленными в духе примера N4. 1.Rh6 2.Sc3 3.Qxd6 4.Bd2 5.0-0-0 6.Bb1 7.Qxa3+ Bxa3#. Но дальнейшее развитие достигло создания шедевров с таск-характером. Темами являлись в основном различные превращения – в особенности AUW (Allumwandlung = механизм полного превращения пешки/квартет превращений), двойной AUW, супер-AUW, итд., часто с использованием нейтральных фигур.

N5 1.e8S 2.Sxf6 3.Sd5 6.f8Q 7.Qxf3 8.Qg2 13.f8B 14.Bxh6 15.Be3 18.h8R 19.Rxh4 20.Re4 25.h8Q 26.Qxb8 27.Qe5 28.b8B 29.Bxa7 30.Bc5 32.a8R 33.Rxa4 34.Rb4 39.a8S 40.Sab6 41.Sc4 42.Qxe2+ Sxe2#. Двойной белый AUW!

N6 показывает нейтральный супер-AUW с максимальной экономией материала 1.b8nB! 2.cxb8nG (nBf8) 3.nBxa3 (nPa7) 4.a8nQ 5.nQxg2 (nPg7) 6.g8nR 7.nRg6 8.h8nS+ nSxg6 (nRh1)#. Логическая задача с хорошими стратегическими мотивами – N7. Основной план – 1.Kg3 2.Kxh2 (Sb8) 3.b7+!? и далее не 3…Kxb7 (Pb2)# а 3…Bxb7 (Pb2)+ 4.Kh3. После длинного Pendel-маневра, Rg2 ходит на a2. 1.Qf2 2.Rgg1 3.Qd4 4.Bc3 5.Ba5 6.Ra1 7.Ra2 8.Bc3 9.Ba1 10.Qg1 and now: 11.Kg3! 12.Kxh2 (Sb8) 13.b7+ Kxb7 (Pb2)#.

IV. Приятный сюрприз

Когда же был опубликован первый кооперативно-обратный мат с серией черных (“help-compel mate with black series”, ser-hs#n)? К сожалению, ответа я не имею. Знаю только, что опубликовано их было несколько.

Я бы хотел Вам показать N8 – задачу, опубликованную сравнительно недавно. 1.Sed3! 2.d1Q 3.Qf3 4.Sf2! 5.g1Q 6.Qxh2 7.Sg4! 8.Qh4 9.Qe7 10.Se5! 11.Qff6. На этом заканчивается 11-ходовая серийная фаза, которая сопровождается обратным матом в один ход: 12.Bc4+ Sbxc4/Sexc4#. Богатое содержание с bS Rundlauf (“круиз”), двумя превращениями bQ, двумя самоблокированиями и созданием черной батареи. 

Анализируя данную композицию, можем определить основные эстетические критерии современной ser-hs#n следующим образом:

A – Так как основным содержанием такой задачи являются ходы черных, основная цель – создать (неожиданный!) матующий механизм, кульминацией которого станет последняя фаза (s#1). Для достижения этого требуется достаточное количество черных ходов, часто – десять и более.

B – Серия черных ходов должна иметь тематическое содержание или являться комбинацией тем и идей. Композитор должен также стремиться к сложности решения.

В какой-то степени эти критерии выполнены в нижеследующих примерах.

В N9 черная серия ходов показывает два Эксцельсиора, взаимное развязывание черных пешек и псевдо-возвраты черных превращенных фигур на b7 и c7. 1.c6! 2-6.b1R 7.Rb7! 8-12.c1Q+!. Здесь заканчивается черная серия и следует обратный мат: 12…Sc7+ 13. Qxc7#.

Любопытно заметить, что Popeye решает данную задачу (как и другие такого типа) как ser.hs#12, т.е., он не учитывает (не считает) последний матующий ход в условии, хотя и показывает его в решении. По-моему мнению, все же правильным условием здесь должно быть только ser-hs#13.

N10 демонстрирует интересную тему, которая кажется новинкой. Здесь черные строят батарею, которая не может поставить мат. Эта батарея разрушается и создается новая, которая матует. 1.b1S! 2.a1R! (создана батарея) 3.Ra4 (батарея разрушена?=abandoned) 4.Rf4 5-7. Kh3 8.Rg4 9.Rg2 10-11.Kg1 12-13.Rh1 (создана новая батарея) и финальная игра: 14.Rg2+! Kxg2#.

В N11, в первой фазе, черные создают батарею B/Q: 1.Ke5 2-6.f1B 7.h1Q которая впоследствии будет уничтожена. Новая, похожая батарея, создается на противоположной стороне доски: 8.Qa8 9.Bc4 10.Ba2 11.Bb1 12.Qa1! и затем 12…Qf5+ 13.Bxf5# с освобождением линии.

Используя сказочные элементы (фигуры, условия, итд.) композитор может продемонстрировать изобилие новых и иногда – необычных – идей. Часто такие задачи также сложны для решения.

N12 1.Qxb3 (Ke4?) 2.Bb1=wB 3.Rc2=wR 4.Ke4 5.Rf7=wR Rxc6+ 6.Qxb1#, 1.Qxd2 (Kc5?) 2.Rc1=wR 3.Bc2=wB 4.Kc5 5.Rb7=wR Bxg6+ 6.Qxc1#. Открытие линии, Индийская тема, Гримшоу на “c2”, развязывание черной ладьи, которое открывает линию для Rd8.

Далее следует квартет ультра-современных композиций Peter’а Harris’а.

N13 1.b3 2.Ra4 3.Ra8 4.Rxa2 (+wPa8=wS) 5.Bxa8 (+wSh1) 6.Bg2 Sg3+ 7.Bxg3 (+wSf2), 1.Rg4 2.Bd5 3.Bg8 4.Bxa2 (+wPg8=wB) 5.Rxg8 (+wBg4) 6.Rh8+ Bh3+ 7.Rxh3 (+wBh8) #. Два красивых превращения в S и B со специфичными PWC матами (специфические для сказочного условия Platzwechsel Circe матовые картины).

N14 1.nPe6 2.nPxd5 (+wLOe6) 3.LOxd5-e5 (+nPb5) 4.LOxe6-e7 (+wLOe5) 5.LOxe5-e4 (+wLOe7) 6.LOxe7-e8 (+wLOe4) 7.LOxb5-a4 (+nPe8=nLO) 8.LOxe4-f4 (+wLOa4) LOxf4-g4 (+bLOa3) zz 9.LOxg4-h4 (+wLOa4)#.

N15 a) 1.a1N 2.Nb3 3.Nd4 (+wPb3) 4.Nxb3 (bNb1) (+wPd4), Pd4 удерживает wK от хода, 5.Na3+ Nf6 (+bPb4). Это защищает от шаха, потому что bP удерживает bN от хода, 6.b3#. Pb4 больше не мешает bN защищать поле e1. b) 1.a1VAO 2.VAOd4 3.VAOxb6 (bVAOb1) (+wPd4), без wPb6, bK может теперь пойти на c7, пока Pd4 мешает ходу wK, 4.Kc7 (+wPb7 5.Kd7 (+wPc7) b8S!. Это не шах, поскольку поле b1 занято bVAO – cвязанная фигура, согласно сказочному условию, 6.Ke6 (+wPd7)#.

N16 1.nKd2 2.nKe3 (+bPd2) 3.nKd4 (+bPe3) 4.nKc5 (+bPd4) 5.nKd6 (+bPc5) 6.nKc7 (+bPd6) 7.nKb8 (+bPc7) 8.nKa7 9.nKb8 (+bPa7) 10.a5 11.nKa7 12.nKb8 (+bPa7) 13.e2 14.d1Q 15.Qa4=S 16.Sb6=B (+bPa4) 17.a6 18.Ba7=R 19.e1R nKc8 20.Re8=Q#.

V. Применение Pser

Вполне логичной является комбинация ser-hs#n (=, ==, etc.) с Pser. Такие задачи мы можем обозначить как Pser-hs#n (применяется также в Popeye). Я обратил внимание на эту возможность в своей статье “Замечательный (новый жанр) Parry серии” (The Wonderful (new genre) Parry Series, SG51/2010), иллюстрируя ее примером N17. 1.b1Q 2.Qd3+ Kg1 3.Qg6+ Kh1 4.Qc6+ Rxc6+ 5.Kb1 Rc2 6.Kxc2#. Такая постановка может быть протестирована программой Popeye с условием Pser-hs#5.

N18 a) 1.Qc2+ Kh3 2.Qf5+ Rg4 3.Qd3+ Bf3 4.Qf1+ Kh2 5.Qf2+ Kh1 6.Kf1 Rg1+ 7.Qxg1#, b) 1.Qb6 + Rfd4 2.Qg6+ Kh1 3.Kf2 4.Kg3 5.Kh3 6.Qg3 Bg2+ 7.Qxg2#. Сложная пятерка!

N19 a) 1.Kd8 2.Rd7+ Kc6 3.Rd6+ Kb7 4.Rd7+ Ka8 5.Re7 Qc8+ 6.Kxc8=, b) 1.Ke8 2.Re7+ Kf6 3.Re6+ Kg7 4.Re7+ Kh8 5.Rd7 Qf8+ 6.Kxf =. Превосходный эхо-хамелеон в 4 фигурах.

N20 1.Rc2 2.Kb2+ Kd7 3.Ka1 4.Rc7+ Ke6 5.Rc6+ Kf5 6.Rc5+ Kg4 7.h5+ Kg3 8.h4+ Kg2 9.h3+ Kh1 10.Rc1+ Rd1 11.Rb1 Rc1 12.Rxc1#. Длинная и динамичная игра, с неожиданными маневрами обеих сторон, которая заканчивается правильным матом.

N21 – таск, который показывает три белых R-превращения плюс три аннигиляции белых пешек с целью открытия линий для превращенных ладей. 1.Qxc5 2.Qxe3 3.Qh3+ Ke8 4.Qh8+ g8R 5.Qh5+ Rg6 6.Qb5+ Kd8 7.Qb8+ c8R 8.Qf4 9.Qf8+ e8R 10.Kxd3 Rd6+ 11.Qxd6 #. Замечательная активность bQ (10 ходов!), плюс правильный мат.

VI. Другие новые вариации

Я планировал предложить много новых идей, но в связи с личными обстоятельствами имел ограниченное время для работы над ними. Много задач, которые начал, остались еще незавершенными. Надеюсь в ближайшее время подготовить некоторое дополнение к нижеследующему.

A) Рефлексный мат + Черные серии (Reflexmates + Black series). Используя черные серии, можно составлять множество вариаций рефлексного мата, таких как: ser-hr#n или ser-hr=n, ser-hr==n, ser-hr+n, Pser-hr#n, или Pser-hr=n, итд. В ser-hr#n, черные играют серию в n-1 ходов, затем белые форсируют (принуждают к) r#1. То же правило применяется для обычного рефлексного мата , т.е. белые обязаны дать мат в любой момент в течение серии ходов черных, если возможно. Эстетически, такие рефлексные попытки являются обязательными. Возможен также полу-рефлексный мат. К сожалению, в Popeye он пока не реализован, поэтому составление таковых – затруднительно. Элементарный пример – N22. Попытка 1.bhPf5=nhP? 2.nhPf4=bhP 3.bhPf3=nhP 4.nhPf2=bhP 5.f1=nhQ с целью 5…Kh8 and 6.hnQf8=bhQ#, но здесь белый должен дать мат ходом 5…hnQf8=whQ#! Поэтому черный должен найти другую возможност для реализации своего Эксцельсиора: 1.bhPf6=nhP! 2.nhPf5=bhP 3.bhPf4=nhP 4.nhPf3=bhP 5.bhPf2=nhP 6.f1=bhQ! 7.bhQb1=nhQ! и теперь 7…Kh8 8.nhQh7=bhQ#! и не – 7.bhQd3=nhQ? 8.nhQd8=whQ#! Работа с полу-нейтральными фигурами обещает большие надежды.

B) Белые + Черные серии (White + Black series). Это – интересная и многообещающая новая форма. В начале белый совершает серию из “x” полу-ходов, которые мы можем назвать вступлением. Затем черный совершает свою серию из “y” ходов, как в нормальной ser-hs#n (ser-hs=n, ser-hs==n, итд.). Условие в N23: 2→ser-hs#7. Белый делает два хода, 1.c8R 2.Rf8!, сопровождаемых черным, который делает свои шесть ходов, 1- 5.f1S 6.d1R за которыми следует финал 6…Rf3+ 7.Sg3#.

В N24 вступление показывает создание индийского маневра в исполнении белых (White Indian): 1.Bc3 2.Rd4!, сопровождаемое черной серией: 1.Kf6 2.Bc1 3.Bb2 и дальнейшим s#1: 3…Re4+ 4.Bxc3#. Аналогично: 1.Rb4 2.Bd4 & 1.Kf4 2.Bd8 3.Ba5 Bg1+ 4.Bxb4#. Обе стороны показывают богатую тематическую игру с правильными матами в экономичной конструкции.

N25 1.Qd3 2.Qb1 & 1.axb1S 2.Sd2 3.Sf1 Se3+ 4.Sxe3#, 1.Sc3 2.Sb1 & 1.axb1B 2.Bc2 3.Bd1 Qf3+ 4.Bxf3 #. Взаимные жертвы wQ и wS на b1 во вступлении, сопровождаемые превращениями, темой Дентист, созданием и трансформацией маскированных черных батарей и эффектом Умнова (ушел-пришел).

C) Белое вступление + Pser (White introduction + Pser). Интересная модификация Pser. Здесь игра Pser-hs#n следует за вступлением белых.

(Для тестированием программой Popeye используйте: x→pser-hs#y , где “x” – количество вступительных ходов и “y” – количество серийных ходов черных. (Popeye имеет тот же недостаток, как указанный ранее.)

Вступление должно иметь тематическое содержание и также быть сложным для решения, иначе оно нежелательно.

В N26, вступление содержит только два хода, которые трудно найти: 1.Rf8 2.Rd8! Белые разрушают свою батарею S/R, а делают засадный ход ладьей. После Pser игры: 1- 3.d3+ Kd1 4.c2+ Ke1 5.d2+ Kf1 6.d1S 7.c1R! получаем обратный мат в 1 ход: 7…Rd3+ 8.Se3#. Попытка 1.Rxd7? 2.Kd1, после марша c-пешки (которая нужна из-за побочного), будет 1-3.b3+ Kd1 4.c2+ Ke1, и у белого короля больше нет “парирующих” ходов для перемещения на “e1”. Другая аналогия – когда белый разрушает батарею S/R, пока черный строит батарею S/R.

VII. Дальнейшая работа

Я думаю, в использовании названия серийный кооперативно-обратный мат в N ходов (series help-selfmate in “n” – как реализовано в Popeye) есть некоторая терминологическая проблема. Не уверен, что это может быть принято как официальное название. Конечно, возможны и другие названия, но исторической неизбежностью является стандартизация сказочных терминов, имен, символов, – таких, какие используются в программах и указываются к диаграммам. Такая работа должна бы являться одной из наиболее важных обязанностей WFCC. Я также надеюсь на скорое введение задач обратного мата с черными сериями (self-problems with black series) в Popeye.

В отношении эстетических критериев кооперативно-обратных матов (help-compel mates), большинство из них было определено мной в предыдущей статье в StrateGems (SG32), хотя возможна и дополнительная работа в этой области.

Другая область интереса – Pser серии (включая элемент вступления). Здесь нужна и важна, как всегда, и творческая работа, но и быстрые компьютеры, необходимые для тестирования таких задач.

Моя рекомендация к композиторам – начать со схем, которые включают не более 8-9 ходов. Более сложные схемы будет довольно трудно проверять. Можно также работать здесь с черными сериями (6-7 ходов максимум). Ключевой момент здесь – иметь хорошее тематическое содержание!


Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x