HS# – ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!гм ПЕТКО ПЕТКОВ(Оригинал напечатан в Уральском проблемисте – 2011) |
1.ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в мире сказочной композиции чрезвычайно большую популярность приобрел жанр HS# – кооперативно-обратный мат (Help–compel mate, если используем терминологию Альбомов ФИДЕ). Примерно 15 лет назад на этот старинный, но забытый жанр обратили внимание румынские проблемисты – известный журнал Quartz (издатель – Paul Raican) опубликовал ряд материалов и задач этого вида. Кроме Райкана, большую активность в этом направлении продемонстрировали прекрасные композиторы Влайку Кришан, Ерик Хубер, Паул Райкан, Дину Йоан Никула, Йон Мурарашу.
Как очень интересная традиция, уже утвердились ежегодные традиционные румынские тематические конкурсы TZUIKA, проводимые регулярно во время конгрессов Международного союза по композиции (бывшей РССС) и посвященные только HS#.
В связи с румынской активностью, и я тоже проявил интерес к этому жанру, хотя для меня он и не был новостью – я хорошо знал, что HS# существует давным-давно, и еще в начале 70-х годов прошлого столетия не раз дискутировал по этим вопросам со знаменитым немецким сказочным композитором, издателем и новатором – Албертом Книистом. Но первые свои произведения этого типа я опубликовал в начале ХХІ столетия, тогда же начал и публикацию ряда своих статей, посвященных этим вопросам.
Первая моя статья “HELP-COMPEL MATE – A STIPULATION OF THE FUTURE”, была опубликована в журнале Strate Gems, №32 (X-XII/2005). В ней я постарался впервые определить ряд эстетических критериев этого жанра, конечно – сообразно моих личных принципов, так как ранее по этим вопросам ничего не было опубликовано. В последующие годы я опубликовал и ряд других материалов, посвещенных HS# – в США, Сербии, Македонии, Франции. Составил более 300 задач этого вида и завоевал ряд призов в международных конкурсах.
По этой причине я решил опубликовать специальную статью и в России – в последнее время наблюдается активность некоторых русских авторов в этом направлении. Так как до сих пор вообще не существует общепринятая, официальная теория сказочной композиции, читатель должен знать, повторяю, что в этой статье я выражаю только свои идеи и принципы, которые в большей или меньшей степени подтверждаются и HS# -задачами, которые я предлагаю в качестве иллюстраций к этой статье.
Хочу специально отметить, что дальше я буду говорить в основном об HS# -задачах – задачах, в которых финалом является мат белому королю. Но хорошо известно, что существуют еще HS= (финал – пат), HS== (финал – двойной пат), HSx (финал – взятие белой фигуры) и т.д. К сожалению, здесь я не имею достаточного места, чтобы писать подробно обо всех этих разновидностях.
2. КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Жанр кооперативно-обратный мат открыл знаменитый немецкий композитор Франц Палац еще в 1922 г. Определение HS# такое: „В задаче жанра HS# в “N” ходов начинают белые. Обе стороны помогают друг другу на протяжении N-1 ходов с целью создать позицию, в которой белые форсируют обратный мат в 1 ход”.
Другими словами, игра во время этих N -1 ходов имеет кооперативный характер. Но перед последним – N-ом ходе – характер игры кардинально меняется и теперь надо осуществить обратный мат в 1 ход в позиции, которая уже создана совместными усилиями обеих сторон! Следовательно, можем сказать, что в HS# задаче существуют 2 фазы: первая – кооперативная фаза в N-1 ходов и вторая – S# фаза в 1 ход.
Вот как все это выглядит в первой задаче самого первооткрывателя, опубликованной в 1923 году: N 1 Первая фаза (N-1 = 2 хода): 1. 1.Rc5! Bh7 2.Bc4 Qg6. Как видно, черные осуществили тему Тертона, а белые – перекрытие после критического хода ладьи. Таким образом закончилась первая фаза и теперь следует вторая, одноходовая S# – фаза: 3.Sc2+ Qxc2#.
N2. – это первая задача открывателя, в которой применены сказочные фигуры: 1.Gd2! Rd8 2.Bc3 Sd7+ 3.Kd3 f5 4.Gd4 Kf6. Конец первой фазы и теперь следует: 5.Gg4+ Se5#! Осуществлена очень приятная батарейная игра!
Палац составил всего 4 HS# задачи и больше не занимался этим жанром. Долгое время, даже после Второй мировой войны, HS# задачи не были популярны – составлено мало таких опусов, невысокого качества, большая часть из них – некорректные.
HS# не получил должного признания, так как многие композиторы думали, что жанр этот является только плохой модификацией кооперативных матов с той разницей, что только в финале проявляется „обратно-матовое звучание”. Не обратил никакого внимания на это открытие и гениальный англичанин Томас Даусон – главный законодатель „сказочной моды” тех времен.
Полное забвение прекрасной идеи все-таки не произошло, но вопреки невероятному буму в последнее время, специальная книга, посвещенная этому жанру, не вышла еще и по сей день. Я подготовил такую рукопись, но когда и где может быть издана моя книга, пока неясно.
Кстати, дальше, в очень сокращенном виде, я предлагаю читателям некоторые мои теоретические концепции для HS# из этой неопубликованной книги.
3. СУТЬ ЖАНРА
1. В HS# задачах мат белому королю дается только по принуждению, как в стандартных обратных матах! Мат этот в корректной HS# задаче надо объявить точно на N-ом, последнем ходе решения – ни раньше, ни позже! Следовательно, черные не только не обязаны, им просто запрещено давать мат чужому королю только по желанию (возможности) – в процессе первой кооперативной фазы, или на последнем ходу!
Поясним это на несложной схеме N 3 – Здесь, после некоторого свободного хода белых (например 1.Ве5), черные, на первый взгляд, могут объявить мат после 1…g1=R# или 1…g1=Q#. Но им запрещено это делать, так как мат «по желанию» – недопустим, возможен только мат по принуждению! Вот как можно этого достичь: 1.Sc6! g1B 2.Bc3 Bd4. Белые и черные осуществили первую, кооперативную фазу. Следует вторая, одноходовая S# фаза: 3.Bb2+ Bxb2#.
Логичный вопрос: а почему нельзя решить задачу, напримеро, так: 1.Sе6? g1B 2.Bc3 Bd4 3.Bb2+ Bxb2#?? Ответ: потому что здесь черные не обязаны матовать, они могут ответить 3…Kb4! Этот ход является очень своеобразной и интересной защитой в данном жанре! Так как в финале игра уже вполне отвечает требованиям обратных матов, черные обязаны защититься от матования чужого короля, если такая защита существует! Поэтому белые играют 1.Sc6! , отнимая поле “b4” для возможного бегства (защиты) черных на последнем ходе!
2. Побочные решения и дуали в игре – совершенно недопустимы в HS# задачах! Но, как и в стандартных кооперативных матах, здесь не только возможно, но и желательно осуществить свою идею в двух или более тематических решениях (фазах).
В этом отношении прежде всего надо обратить внимание на те случаи, когда побочное решение можно осуществить быстрее, чем в N ходов. В схеме N 4 авторское (тематическое) решение такое: 1.Qb6! e1B 2.Sf2! Bc3+ – конец первой фазы. Следует вторая: 3.Qb2+ Bxb2#. Но здесь можно осуществить HS# и в 2 хода, вот так: 1.Qb6 e1Q+(или 1…е1=R+) – только после этой одноходовой кооперативной фазы следует вторая фаза: 2.Qb1+ Qxb1# (соответствено 2…Rxb1#). Следовательно, здесь существует побочное в 2 хода после 1.Qb6! Если бы поставили в начале условие HS#2, задача опять была бы некорректной, так как цель достигается двумя (дуальными) способами – после превращений 1…е1Q+ и 1…e1R+.
3. Если в HS# задаче существует начальная (иллюзорная) игра, это означает, что она начинается ходом черных. Но сохранить эту игру (из-за цугцванга!) невозможно, поэтому в решении начинают белые и реализуют действительную игру.
В N 5 начальная игра осуществляется с 1…h1B+! – Здесь очевидно, что первая, кооперативная фаза, состоит только из полухода черных! Следует 2.Sg2! и черные, так как в цугцванге, должны матовать: 2…Bxg2#. Но выжидательного хода у белых нет, так что надо менять план: 1.Sf3! h1=S! 2.Sg3+ Sxg3#. Конечно, Вы уже заметили, что задачу невозможно решить после 1.Sg2? h1=B 2.Qe6? – здесь черные не должны матовать, у них защита – 2…Kg5!
Любопытно, что до сих пор HS# с начальной игрой составлены немного, но в этой области существуют очень интересные возможности. Как и в других жанрах, здесь нужно очень полно и интересно выразить обе фазы, одноходовые начальные игры выглядели бы очень примитивно.
В N 6 превращения белой пешки сочетаются с взаимными Анти-Бристольскими перекрытиями черного ферзя и ладьи, при этом еще одно тематическое открытие линии и антидуаль демонстрирует Rf3. В начале: 1… Rh3! (1…Rd3?) 2.d8=S! Qf2!! 3.Sf5+ Qxf5#; но выжидательного хода нет, поэтому надо менять игру: 1.d8=B! Rd3! (1…Rh3?) 2.Bg5 Rf6 3.Bf4+ Rxf4#.
4. В практике часто встречаются HS#, в которых общее число ходов обозначено с 2.5, 3.5, 4.5 и т.д ходов. Это означает, что игру начинают черные и далее – все как в стандартных HS# задачах, где первый ход делают белые. Если, например, мы имеем начальную игру в некоторой HS#2.5 задаче, это означает: а) начальная игра получается в 2 хода c первым ходом белых; б) действительная игра получается в 2.5 хода, начиная ходом черных, так как из-за цугцванга невозможно сохранить начальную игру.
4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
Далее следует изложение моих принципов так, как они уже были опубликованы в моей статье в “Strate Gems” №32 (2005 г). Конечно, возможны и другие интерпретации. К сожалению, по этим вопросам вообще ничего не говорил сам открыватель Франц Палац – глядя на его первые задачи, можно только в какой-то степени догадываться, о чем думал и мечтал знаменитый композитор.
Я глубоко убежден, что жанр HS# является совершенно самостоятельным жанром в сказочной композиции, имеющий собственную тематику и обещающий очень большие и интересные практические возможности. Хотя этот жанр и является в какой-то степени компиляцией кооперативных и обратных матов, на самом деле эта комбинация имеет неповторимую специфику и значимость.
Следовательно, самый общий, генеральный эстетический критерий можно выразить так: в HS# задаче высокого качества надо выразить сложный и оригинальный тематический комплекс в максимально экономичной и эстетичной форме. Уже с первого взгляда на такую задачу должно быть ясно, что это содержание – в такой елегантной форме, невозможно представить ни в кооперативном мате, ни в обратном мате, ни в каких-либо других жанрах композиции!
Логичный вопрос здесь: а на каком основании можно ожидать такой уникальности и самостоятельности HS# задач? Ответить нетрудно и в то же время – интересно.
1. Специальный характер игры в HS#, конечно, определяется особой структурой содержания произведения: существуют две, контрастные фазы игры: кооперативная в N -1 ходов и обратная в 1 ход. И так как такое не встречается ни в H#, ни в S#, композитор должен особо подчеркнуть, акцентировать эту особенность HS# задачи. Чем парадоксальнее выглядит HS# в сравнении с кооперативным и обратным матом (в отношении содержания и конструкции), тем лучше. Наоборот – если HS# представляет скромную и банальную идею, которая много раз уже встречалась в H# и в S# в хороших конструкциях, де факто HS# теряет смысл своего содержания и существования.
2. В HS# можно значительно „удалиться” от банальных кооперативных схем по одной очень важной причине. Дело в том, что в HS# задачах можно спокойно применять очень сильный белый материал – ферзь, ладьи, слоны и т.д. В кооперативных матах составлять задачи с подобным обилием белого материала практически невозможно, из-за неизбежных побочных решений. И именно эта возможность неограниченного применения мощного белого материала в HS# (а это в немалой степени относится и к черному материалу!) открывает шансы для реализации новых сложных стратегических комплексов, о которых идет речь. Композитор должен использовать в самой рациональной степени этот шанс, работая как будто в двух фазах: теоретическая, в которой намечает возможные комбинации из мотивов (синтезы) и практическая, когда уже абстрактные идеи подводятся к действительной реализации.
3. Легко установить почему HS# высокого качества должна значимо отличаться и от обратных матов, в которых представлены, на первый взгляд, тематические комплексы с частично аналогичными мотивами, которые встречаются в HS#. В обратном мате – игра только прямая с первого до последнего хода. При этом, особенно в задачах с малым числом ходов (2,3), здесь надо хорошо позаботиться о почти полном ограничении подвижности белого, а очень часто – и черного короля. В HS# существуют условия для гораздо более высокой свободы и активности обеих королей, и этот факт надо использовать в полной мере!
Все это далеко не означает, что HS#, мол, лучше чем H# или S#. Наоборот – такие сравнения даже совсем неуместно делать. Я хочу только подчеркнуть, что HS# является в достаточной степени самостоятельным жанром. Возможности для составлени на этой арене безграничные не на основании предполагаемых теоретических прогнозов, а по конкретным, практическим причинам: работаем здесь и с новой структурой содержания, и с новым, более сильным материалом, а в наши дни уже возможно успешно проверять компьютером такие задачи – примерно до 5 – 6 ходов и даже длиннее. Кстати, как ни странно, компьютерный тест HS# задач не является таким быстрым, как, например, кооперативных матов и даже обратных матов. Так что – увлекаться здесь составлением очень длинных HS# – означает в первую очередь опасность примитивизации содержания, а с другой стороны и невозможность компьютерного контроля!
Рассмотрим некоторые примеры из современной практики, в которых очень ярко проявляется, пожалуй, самая главная особенность хороших HS# задач – наличие в них не очень сложных и оригинальных, даже парадоксальных синтезов уже знакомых тем и идей, представленных в удивительно хороших конструкциях.
N 7. I. 1.Kd3! Bxb6 2.Be2 Kxd7 3.Qe6+ Kxe6#; II. 1.Ke3 Rxd7 2.Re2 Kxb6 3.Qb5+ Kxb5#. Удивительный „аристократ”, в котором каждый полуход является тематическим, при динамичной игре обеих королей.
N 8. I. 1.Bc7! (A) Bxe3 2.Rd7!(B) Bf2 3.Bh3 Re3 4.Bd6+ Bxc4#; II. 1.Rd7! (B) Rxe3 2.Bc7! (B) Re2 3.Rc3 Be3 4.Rd6+ Rxf5#. Прекрасный комплекс, демонстрирующий формирование маскированных белых батарей, развязывание черных и белых фигур, Аннигиляцию п.е3, Гримшоу (е3), цикл АВ-ВА в форме т.н. ортогонально-диагонального эха.
N9. I. 1. Sf1! Bd1 2.Sxg3! Bxf3 3.Se4+ Bxe4# ; II. 1. Qb7! Bf2 2.Qxb3! Bxe3 3.Qb6+! Bxb6#. Тема Зилахи на фоне взаимной Аннигиляции 4х фигур – 2х белых и 2х черных с целью формирования маскированных черных батарей.
N 10. I. 1.Bc1! Qg3!! 2. Rf3! gxh3 3.Bd3! Kb3 4.Bb1+! Qxf3#; II. 1.Rb4! Qh7!! 2.Bf5! gxf4 3.Rd3! Kb1 4.Ra3+! Qxf5#. Белая Индийская тема в комбинации с черно-белым Бристолем, двойное открытие линий – для черных и для белых фигур.
N 11. 1.Rf5+! Kg2 2.Rf2+ Kg3 3.Rg2+ Kf4 4.Rg5 Rd6+ 5.Kc5 Ra6+ 6.Kd4 Ra2 7.Bd2+ Rxd2#. Уникальная комбинация – белый и черный ладейный „Rundlauf” + формирование белой батареи!
N 12. a) 1.Bg3! g1R 2.Bg2+ hxg2 3.Kf4 h1Q 4.Bh2 Qxh2#; b) 1.Kxe4! g1B! 2.Bf3 h1S 3.Be5 h2 4.Rf4 Sg3#. Парадоксальная реализация черного Аллюмвандлунга в цугцванговой форме – одна фигура замуровывается, а другая – матует!
N 13. a) 1.Ba1 Bg2 2.Re5 Rf3 3.Kd5 Kg7 4.Rh5+ Rc3#; b) 1.Rxc5 Rh3 2.Be5 Bf3 3.Kb3 Kh5 4.Bg7+ Bd5#. Двойная Индийская тема в комбинации с Гримшоу реализуется обеими сторонами!
N 14. a) 1.Rb7! Rh6 2.Rhd7 Qg6 3.Qc6+ Qxc6#; b) 1.Rc7! Bh8 2.Rhe7 Qg7 3.Qd4+ Qxd4#. Белые выполняют два раза Ладейный Бристоль, черные отвечают темой Тертона! Глазам не верится, что все это можно сделать только с 9-ю фигурами!
N 15. a) 1…Ra4 2.Qg5 Kb4 3.Kd4 Qe1 4.Qb5+ Kxb5#; b) 1…Ba2 2.Qg7 Kb3 3.Kd5 Qc7 4.Qb2+ Kxb#. Черная Индийская тема при участии черного короля, формирование белых косвенных батарей Король/Ферзь после засад белого ферзя!
N 16. I. 1.Qf1 Ba4+ 2.Kc4 Qf7 3.Sfd4+ Rxd4#; II. 1.Qc8 Rb2+ 2.Kxc3 Qh3 3.Sed4+ Bxd4#. Связка 4-ех фигур – 2х белых и 2х черных (маскированных), с помощью ферзей! Надо отметить еще, что правильные маты здесь получаются после реализации черного Гримшоу на поле “d4” – удивительный мотив!
N 17. I. 1…a1=Q! 2.Rd6 Qa2 3.Bc6 Qxd5+! 4.Kxd5 b1=B 5.Bc5 Ba2#; II.1…b1=R! 2.Bc3 Rb4 3.Bd3 Rxd4! 4.Kxd4 a1=S 5.Rc4 Sb3#. Черные здесь демонстрируют: Аллюмвандлунг, Аннигиляция пешек d5/d4 с целью освобождения полей для белого короля, а жертвы черных означают еще Зилахи. Белые осуществляют по 3 блокирования полей вокруг своего короля. Правильные маты!
N 18. I. 1…d1=R! 2.Kc5 Rd4 3.Sd1 Rd3+ 4.Sf2 Re3 5.S2h3+ Rxh3#; II. 1…d1=S! 2.Ba5 Sf2 3.Sc2 Sd3+ 4.Sd4 Sc5 5.Sde6+ Sxe6#. После превращения черной пешки формируется черная маскированная батарея, но после этого она сразу трансформируется, с двухкратным элементом развязывания белого коня (тема Дентист)!
N 19. I. 1.Re7! Bc8+ 2.Ra7 Rb7+ 3.Ka6 f5 4.Bg7+ Rxg7#; II. 1.Be5! Rbb8+ 2.Bc7 Bb7+ 3.Kb6 d4 4.Rh1+ Bxh1#. Взаимная игра двух черных батарей ведет к Индийской теме + темам Забунова, Гримшоу, связка белых фигур и открытие линий для белых!
N 20. 1.Bxd6! Ra3 2.Be7 Ra6 3.Rc4+ Bxc4#; II. 1.Rxf5! Bf1 2.Rf7 Bh3 3.Be3+ Rxe3#. Связки белых коней осуществляются после Аннигиляции пешек d6/f5, потом следуют белые блокирования при прекрасном чередовании функции белых и черных фигур!
N 21. I. 1…Rd6! 2.Re1 Sxf4 3.Qh3+ Sxh3#; II. 1…Qc7! 2.Sfe2 Sxe5 3.Sxf3+ Sxf3#. Прямое развязывание белых фигур и маскированное – черного коня, который позже образует батареи на двух линиях.
N 22. 1.Kc3! Kxe5 2.Sg3 Rb4 3.Bc4 Rb2 4.Qd6+ Kxd6#; II. 1.Kc4! Kxe4 2.Sd7 Bc3 3.Bb3 Bb4 4.Qf3+ Kxf3#. Прекрасная игра обеих королей. Впечатляет и игра коней – один берется, а другой – развязывается и открывает линию для черной фигуры, которая делает обходной маневр, а в то же время белые блокируют поля вокруг короля! Правильные маты!
N 23. I. 1.Qxb7+! Kd4 2.Qxd7+ Kc3 3.Qg7+ Sf6#; II. 1.Qxd3+! Kc6 2.Qxe4+ Kb6 3.Qg6+ Sf6#. Эффектная реализация темы Зилахи – в одной фазе уничтожается „целая” черная батарея, а другая матует, в другой фазе – наоборот. Хорошие блоки белого ферзя, ведущие к правильным матам.
N 24. I.1.Re7! Rh8 2.Bg8 Bd5 3.Ke8 Bxg8 4.Qc6+ Be6#; II. 1.Bb5! Bh1 2.Rg2 Rg8 3.Kc6 Rxg2 4.Qf8+ Rg7#. Очень любопытная модификация Индийской темы: сразу образовать батареи после критического хода черных и хода другой черной, перекрывающей фигуры – невозможно, надо еще пожертвовать белую фигуру в точке пересечения! Еще здесь видны хорошие белые блокирования и правильные маты.
N 25. I. 1.Sd5! Bb8 2.Sc7 Bxe4 3.Kf4+ Bf3 4.Ke5 Bxc7#; II. 1.Sd6! Ba8 2.Sb7 Bxf4+ 3.Ke4+ Bg3 4.Kd5 Bxb7#. Взаимная игра черных слонов – критические ходы, связки, Аннигиляционные мотивы. Любопытно, что в финале белые делают тихие – цугцванговые ходы.
N 26. I. 1…Rh3! 2.Sxe6 Rhxg3 3.Sf8 Rg8 4.Qf4+ Kxf4#; II. 1…Bb3 2.Bxe6 Bxc4 3.Bd7 Bb5 4.Qd5+ Kxd5#. Оригинальная двойная Аннигиляция (белой и черной пешки), возвраты белых и черных фигур, правильные маты.
N 27. a) 1.Bh7! Qf5 2.Qxf4+ Qxf4# (1.Qxf4+? Bxf4+!); b) 1.Rh3! Bh2 2.Bxf4+ Bxf4# (1.Bxf4+? Qxf4+!). Любопытная реализация темы Умнова на фоне двух полусвязок!
N 28. Первая фаза: 1…Rc5! 2.Rd1+ Bd3+ 3.Qe4+ Kd6#; вторая (черная) фаза: 1…Rxg5! 2.Bc8+ Qd7+ 3.Sd6+ Kf6#. Формирование королевских батарей, двойные связки белых и черных фигур, форма Мередита!
А вот и две задачи, в которых финал – пат. Такие произведения по сей день еще составляются очень мало…
N 29. I. 1.Sa5! Rxa5 2.Qxa6 Rxa3. Конец первой, кооперативной фазы. Следует вторая, где белые форсируют обратный пат в 1 ход: 3.Qa8+ Rxa8=. Аналогично: ІІ. 1.Sc4! Bxc4 2.Qxd5 Bxb3 3.Qg8+ Bxg8=. Тематический комплекс: тема Зилахи, черно-белый Бристоль, Аннигиляция, правильные паты.
N 30. I. 1.Sh5! Rc3+(1…Rb3+?) 2.Sg3 Rc4 3.Qe3+ Kxe3=; II. 1.Rg7 Rb3+(1…Rc3+?) 2.Rg3 Rb4 3.Qc5+ Kxc5=. Правильные паты при связках трех белых фигур, игра черной батареи R/B и формирование маскированной черной батареи на 4-ой горизонтали.
Анализируя задачи №7-№30 можно легко обнаружить, что почти во всех из них соблюдены еще следущие, специфические эстетические критерии этого жанра:
а) Тематическое богатство содержания неразрывно связано с наполнением идейными мотивами каждого полухода решения! Следовательно, в хорошей HS# строго соблюдается принцип экономии времени – не делаются лишние, нетематические, „праздные” полуходы! Это также означает, что нельзя стремиться удлинять решения (с целью – повышения трудности) техническими полуходами, которые не созвучны с центральной тематикой. Кстати, это требование существенно отличает хорошие HS# и от ряда серийных задач (Ser.H#, Ser.S# и др), в которых осуществлена в какой-то степени аналогичная тематика, но длинная игра содержит обилие технических ходов.
б) Во всех фазах решения должны участвовать все белые и черные фигуры, выполняющие тематические или технические функции. Если в какой-то фазе не играют (являются лишними) одна или более фигур, это – существенный минус задачи! Экономия материала в этом жанре так важна, что в основном композитор должен стремиться выразить свою идею с не более, чем 15-16 фигур, применяя 17 и больше фигур в исключительных случаях. Другими словами, здесь стремление представить свой комплекс в мередитной и даже миниатюрной форме, является знаком высокого мастерства автора!
в) Грубые, нетематические взятия фигур и пешек являются слабостями; шах на первом ходу допустим, если ход тематический. Правильные маты не являются обязательным требованием и не могут быть каким-то существенным плюсом задачи, если стратегия примитивная. Нарушение эстетики ради построения разных тасков или алфавитных задач не рекомендуется, хотя такие произведения и можно встретить в современных конкурсах.
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЬІЕ УСЛОВИЯ
Хорошо известно, что в ряде HS# существуют дополнительные сказочные условия. Так как модус HS# означает цель игры (Stipulation), здесь возможно применять и различные дополнительные сказочные условия (Conditions), например: Цирце, Мадраси, Эйфель, Эйнштейн, Супер Цирце, Андернах, Анти-Андернах, Максимумер и т.д., а также и их комбинации, например, Цирце+Мадраси и т.д.
Таким образом мы получаем обычную в сказочных жанрах комбинацию Stipulation + Condition(s). Разумеется, никаких ограничений здесь не существует и по отношению применения разных видов сказочных фигур. Не имея никакой возможности представить здесь даже в лаконичном виде существующие огромные практические возможности, я даю только 10 примеров – произведения элитных мастеров.
Читатель, наверное, легко убедится, что во всех этих задачах соблюдается основной принцип применения сказочных фигур или условий – надо делать это всегда в соответствии с тематикой содержания и еще: надо стараться как можно лучше подчеркнуть весомость, специфику и красоту сказочного элемента!
N 31. 1.nBa1! Sb2 2.Kxd4 Sxc4+ 3.Kd3 nBh8!! 4.Sf6 Ke5 5.Kc3 nSge3 6.Se4+ Kxe4#. Очень интересная роль нейтрального слона, который реализует два раза Индийскую тему – с помощью белого и черного коня!
N 32. I. 1.f8=Q! Rc8 2.Rxc8(Rh1) Rd2 3.Qb4 Rd1#; II. 1.f8=B! Ra6 2.Rxa6(Rh1) Rc3 3.Bb4 Rc1#. Очень оригинальная реализация темы Зилахи. Особенно красивые саморазвязывания черных ладей.
N 33. a) 1.f8=R! Kf5 2.Bh6 Rh5 3.Kf4+ Bd2#; b) 1.f8=B! Kd6 2.Rc8 Bb4 3.Kc7+ Rc2#. Прекрасная миниатюра, в которой маты получаются при очень интересном применении сказочных условий.
N 34. I. 1.Qe4! Qa8 2.Sd7(wPb6,wPe5)+ Qc6(bSd7,bPb6,bQe4)#; II. 1.Qd7! Qd1! 2.Se4+ Qd4(bSe4,wPe5,bQd7)#. Любопытная игра обеих Ферзей, демонстрирующая суть сказочного условия.
N 35. a) 1.d8=R! e1=B! 2.Rxd4 c1=Q! 3.Rh4+ Bxg3# (not 2…c1=R? 3.Rh4+ Bxg3+ 4.Bb2!!); b) 1.d8=B! e1=S! 2.Bxe7 c1=R 3.Bg5+ Sf3# (not 2…c1=Q? 3.Bg5+ Sf3+ 4.Rc7!!). Черный Аллюмвандлуг в комбинации с формированием батарей, белые превращения, Аннигиляция пешек d4/e7 и Антидуаль с тематическими парализациями!
N 36. I. 1.NAa6 PAf6 2.PAh4 PAxa6+ 3.VAf4+ Ke5#; II. 1.VAa7! PAg7 2.VAg3 PAxa7+ 3.PAf4+ Kd4#. Тематические жертвы белых NAO, VAO с целью привлечения, развязывание белых фигур, формирование „Китайско-индийской” темы, антибатареи, перекрытия, правильные маты.
N 37. a) 1…Bc4! 2.d8=B! Rg4 3.c8=Q! Fxe2 4.Bb6+ Rc4#, b) 1…Bd5! 2.d8=S! Rc6 3.c8=R! Rc5 4.Se6+ Bxe6#. Алюмвандлунг при формировании белых батарей, тема „Милослава” при трансформации черной батареи, перекрытия с применением Эйфель-эффектов.
N 38. I.1.Kxd8 (Ke2)! Kxc6 (Kc3) 2.PAxe5 (PAc8) Nbxd6 (Na4) 3.VAxc4 (VAe5)+ Kb3#; II. 1.Kxb7 (Ke2)! Kxd6 (Kf4) 2.VAxc4 (VAb8) Nxc6 (Nh8) 3.PAxe5 (PAc4)+ Kg5#. Изумительная динамика в образовании и игре тематических батарей в диагонально-ортогональном эхо.
N 39. I. 1.PAf7! LIg8 2.PAh7 Kb1 3.Qb3+ Ka1 4.LEg7+ LIh8#; II. 1.Kh5! LIe4 2.PAf6 LIg7 3.PAh6 Kb1 4.LEg6+ LIh7#. Очень нестандартное Хамелеон-эхо с правильными матами в миниатюрной форме.
N40. I. 1…Rg7! 2.Rb4 2.Sc6+ 3.Kxc6-d4 Kxb1-a3 4.Rb7+ Rxb7-b4#; II. 1…Bf6! 2.Bb4 Sc8+ 3.Kxc8-d6 Kxc2-a4 4.Bc3+ Bxc3-b4#. Таск с игрой 6-ти разных батарей при типичных динамических эффектах сказочного жанра.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По-моему, каждый современный композитор должен „взять на вооружение” прекрасный жанр HS#. Это особенно рекомендуется молодым композиторам, которые проявляют интерес к сказочной композиции. Кстати, в последнее время появились и некоторые очень интересные модификации этого жанра, но об этом будем говорить в другой раз.
Согласно моей личной статистике, на данный момент во всем мире составлено более 4000 HS# задач и каждый день количество этих произведений заметно увеличивается. Сегодня HS# – самый популярный сказочный жанр!
Хорошо то, что задачи эти вы можете проверять практически всеми современными программами. С удовольствием отвечу на вопросы каждому читателю, который интересуется данной темой.