JF-LOGO-1

 

ПРИСУЖДЕНИЕ JULIA’S FAIRIES 2013/I
(январь – апрель’ 2013)

Судья: Юрай Брабец


Дорогие друзья!

Когда я соглашался судить этот конкурс, никогда бы не подумал, что в нём будет участвовать так много задач! В течение 4-х месяцев на конкурс поступило 94 композиции (без версий) от 40 авторов из 20 стран, в то время как другие конкурсы не соберут даже и половину этого за весь год! Это является очень большим успехом сайта Julia’s Fairies.

Но это не всё. На сайте не только собрались интересные и во многом оригинальные задачи, но создалось также общество любителей сказочной композиции – любителей, показывающих здесь свои произведения, обменивающихся опытом и проводящих творческие дискусcии. И самое главное – обращающихся друг к другу очень вежливо, с большим взаимопониманием и восхищающихся всем, что им предлагает этот прекрасный мир свободного творчества. Мне казалось, что это не был конкурс, а творческая лаборатория, работающая в ознаменование сказочной композиции. Поэтому судить такой конкурс извне очень трудно. Но наконец я поддался атмосфере сайта, стал также членом этого общества и, не смотря на мелкие погрешности, в содержании отдельных задач чувствовал такое же наслаждение, с каким авторы эти задачи составляли.

Средний уровень участвующих в конкурсе задач был довольно высоким, и я не нашёл ни одну слабую композицию. Среди большого количества задач с богатым и интересным содержанием меня в большей степени заинтересовали восемь, которые я решил отметить призами. Но почти все остальные отличались только в мелочах, и эти мелочи определяли их оценку. Кроме восьми призов я решил удостоить деcять задач почётными и одинадцать задач похвальными отзывами.


В заключение благодарю Юлию за приглашение судить этот исключительный конкурс, поздравляю авторов с полученными отличиями и извиняюсь перед всеми, кто думает, что я их задачи недооценил.

Juraj Brabec

jb-signЮрай Брабец,
Международный арбитр FIDE по шажматной композиции
г. Братислава, май-июль 2013 г.



No.288 Juraj Lörinc
Slovakia
Julia’sFairies – 2013/I
1st Prize
 
288-#2-jl
#2                                              (11+12)
Anti-Circe type Cheylan
Camel-Riders: d2, e2
Rook-Kangaroo-Lions: g2, h8, c8
Решения:

key

threat

1…hxg1Q

(Qd8)

a

1…hxg1S

(Sb8)

b

1…hxg1B

(Bf8)

c

1…RKLc4

d

refutation

1.f8CR?

2.RKLa8#

2.CRxb3

(CRb8)#

A

2.CRxd5

(CRd8)#

B

2.CRxc7

(CRc8)#

X

1…Bg8!

1.b8CR?

2.RKLa8#

2.CRxf5

(CRf8)#

C

2.CRxd5

(CRd8)#

B

2.CRbxc5

(CRc8)#

Y

1…Ra1!

1.d8CR!

2.RKLa8#

2.CRxf5

(CRf8)#

C

2.CRxb3

(CRb8)#

A

2.CR8xc5

(CRc8)#

Z

 

I. приз: № 288, Juraj Lörinc

award-jl2013-I-c288Задача с чрезвычайно богатым стратегическим и новостратегическим содержанием. Центр тяжести всей задачи лежит в усилии позволить (со стороны белых), или отклонить (с точки зрения чёрных) ход 2. RKLa8#. Этот ход возможен при присутствии на восьмой горизонтали двух препятствиий и невозможен, если препятствие только одно, либо три. Итак, второе препятствие белые стараются обеспечить превращением своих пешек на f8, b8 и d8. Кажется, что белые пешки могут превращаться в любую фигуру, но это не так! Пешки во всех фазах превращаются всегда в верблюд-ездока, смысл чего откроется только в заключении. Чёрные защищаются также превращениями в ферзя, слона и коня ходом 1…h:g1 и возрождением этих фигур на восьмой линии. Но поля возрождения этих фигур – те же поля, на которых превращались белые пешки на первом ходу. Итак, чёрные могут превращаться только в такие фигуры, поля возрождения которых остались не занятыми.

И теперь второй акт. Пешка b2 связанная, но на любой батарейный шах от ладейно-кенгурового лиона развязывается и шаха можно избежать сыграв 1…b:c1. При этом пешка должна превратиться только в такие фигуры, поля возрождения которых снова f8, b8, d8! Но, если эти три поля уже заняты, возрождение невозможно, и пешка остается неподвижной. Именно этим и пользуются белые на заключительном ходу. Вскрывают батарею ходом верблюд-ездока е2, который, взяв при этом пешку на одной из вертикалей b, d, f, возрождается на последнем свободном поле восьмой горизонтали и ставит мат чёрному королю. Так великолепная стратегическая борьба за захват восьмой горизонтали наконец заканчивается победоносным выстрелем с батареи на второй горизонтали. Эта захватывающая карусель циклически чередуется в двух вариантах во всех трёх фазах!

Но есть ещё и третий акт! Чёрные могут защищаться также уходом своей фигуры с восьмой горизонтали, а именно – ходом ладейно-кенгурового лиона на с5. Но теперь и прояснится, почему белые превращали пешки на первом ходу в верблюд-ездоков! Только эта фигура способна, взяв на вертикали “с”, возродиться на поле с8, покинутом чёрной фигурой, и оттуда дать мат. Таким образом к карусельной перемене прибавляется ещё трёхфазная перемена одного мата, и новостратегическое содержание расширяется с Z-32-33 до Z-33-46.

Очень хороши и опровержения отдельных фаз. На 1.f8 чёрные пользуются вскрытием своего слона и защищаются перекрытием, а на 1.b8 – используют блокирование поля b8 и защищаются разблокированием поля b1.
Без сомнения, самая лучшая задача всего конкурса.


No.225 Petko A. Petkov
Bulgaria
Julia’sFairies – 2013/I
2nd-3rd Prize
225-h#2-pap
h#2                b) Pf2→f3         (3+7+3)
c) Pf2→f4
NAO c8; PAO c4; VAO a8
No.270 Julia Vysotska & Michel Caillaud
Latvia / France
Julia’sFairies – 2013/I
Dedicated to Petko A. Petkov in occasion of his birthday!
2nd-3rd Prize
270-h#2,5-mc-jv
h#2,5                                       (7+7+4)
b) Neutral Chameleon Rg7
Neutral Nightrider h4
Neutral Chameleon Qg7

II. – III. призы на равных: № 225, Petko A. Petkov и № 270, Julia Vysotska & Michel Caillaud

225: a) 1.nNAg6! nPAxe4 2.nNc4!! nPAxc4#; b) 1.nVAb7! nNAxe4 2.nVAc8!! nNAxc8#; c) 1.nPAa4! nVAxe4 2.nPAa8!! nVAxa8#

Идеальное взаимодействие трёх китайских нейтральных фигур с чёрной пешкой при контроле полей f2, f3 и f4, и при образовании трёх разных батерей с уничтожением пешки е4. Когда чёрная пешка стоит на поле f2, это поле может не держать под контролем нейтральный нао с8, и поэтому он может в два хода отправится на с4, занятое в начале нейтральным пао. Нейтральный пао должен на первом ходу освободить поле с4 и взятием на е4 одновременно подготовить к «выстрелу» ладейную батарею. На втором ходу он действительно «выстрелит» этой батареей, возвращаясь на поле с4. Но на нём уже стоит нейтральный нао, который туда попал предыдущим ходом, и без которого возвращение было бы невозможным (Пао е4 может вернуться на поле с4 только ходом со взятием, что ему позволит именно нейтральный нао ходом на с4). Созданное окончательное положение отличается при этом от исходного только тем, что на доске отсутствуют чёрная пешка е4 и нейтральный нао. Когда в близнеце чёрная пешка стоит не на поле f2, а на f3, тогда нейтральный нао с8 берет пешку на е4, и на его место переместится нeйтральный вао a8. И, наконец, цикл замыкается при пешке на f4 -пешку е4 возьмёт нейтральный вао а8, а покинутое им поле а8 займёт нейтральный пао с4. Какая прелесть!

270: a) 1…nNh4-f8 2.nQd6×d4 ncQg7×d4=ncS + 3.ncSd4-e6=ncB ncBe6-a2=ncR #; b) 1…nQd6-h2 2.nNh4×g2 ncRg7×g2=ncQ + 3.ncQg2-d2=ncS ncSd2-b3=ncB #
Удивительное сотрудничество трёх нейтральных фигур – ферзя d6, всадника h4 и хамелеона g7 при образовании двух различных батарейных матов. В близнеце а) образуется батарея по линии f8-с2 и функцию вскрываемой фигуры здесь приобретает нейтральный всадник ходом на f8. Потом нейтральный ферзь, взяв на d4, позволит взять на этом же поле и хамелеону-ферзю, который здесь меняется на хамелеона-коня и шахует чёрного короля. Чёрные защищаются уходом этого коня, но уходить можно только по линии связки на е6, где хамелеон-конь меняется на хамелеона-слона и приобретает функцию вскрывающей фигуры. В заключение белые вскрывают эту батарею, уходя нейтральным хамелеоном-слоном на а2, где слон менятся на хамелеона-ладью и таким образом ставит мат двойным шахом.
Близнец b) имеет точно такое же содержание, только главную роль играет батарея h2-с2, а в роли вскрываемой фигуры выступает нейтральный ферзь. Вскрывающая фигура рождается на поле g2 и мат двойным шахом ставит хамелеон-конь со сменой на хамелеона-слона.
Эту красоту дополняет способ, которым образуется близнец, кажущийся как бы являющимся составной частью одного цикла. В близнеце а) постепенно меняется хамелеон-ферзь на коня, слона и ладью и в близнеце b) продолжается смена ладьи на ферзя, коня и слона. Также надо отметить, что очередь хода за белыми, и ее нельзя изменить – начало чёрными приводило бы к «самосвязке» либо к «самошаху». Браво!!!


No.227 Daniel Novomesky
Slovakia
Julia’sFairies – 2013/I
4th Prize
227-h#5-dm
h#5                                                (3+2)
b) Twin Shift a1 b1
c) Twin Shift a1 b3
d) Twin Shift a1 c5
Royal Double Grasshopper b4
Double Grasshoppers: b3, d4, c2
No.231 Václav Kotěšovec
Czech Republic
Julia’sFairies – 2013/I
5th Prize
231-h#7-vk
h#7              3 solutions             (2+3)
PWC
Grasshopper g1
Kangaroo f4

IV. приз: № 227, Daniel Novomesky

a) 1.Kd2-c3+ rDGb4-d5 2.Kc3-b2 DGd4-c3 3.Kb2-a1 rDGd5-c4 4.DGc2-d4 DGc3-e3 5.DGd4-b2 DGb3-d3#; b) 1.Ke2-f3 rDGc4-f5 2.DGd2-f4 DGc3-e3+ 3.Kf3-g2 DGe4-g1 4.Kg2-h1 DGg1-f2 5.DGf4-g2 DGf2-f4#; c) 1.Ke4-d5+ rDGc6-c3 2.Kd5-c6 DGe6-d6 3.Kc6-b7 DGc5-c4 4.Kb7-a8 rDGc3-c7 5.DGd4-b7 rDGc7-c5#; d) 1.Kf6-g6 rDGd8-d5 2.DGe6-g8 rDGd5-d6 3.DGg8-g7 DGd7-f5 4.Kg6-h7 DGf8-f6+ 5.Kh7-h8 DGf6-e6#

Необыкновенные фигуры, необыкновенное построение близнецов, но и необыкновенное наслаждение, вызванное содержанием задачи! Точное взаимодействие чёрного короля и белых двойных сверчков, включая двойно-сверчкового (двупрыжково-сверчкового) короля, приводит к четырём эхо-матам с чёрным королём во всех углах доски. Две белые фигуры при этом отнимают у чёрного короля два ортогональных поля (по диагонально-ортогональному маршруту), и третья матует в ортогонально-диагональном направлении. Единственное диагональное поле чёрному королю блокирует собственный двойной (двупрыжковый) сверчок. Строгая аналогия между решениями всех четырёх (!!) близнецов. И это всё только при пяти фигурах!

V. приз: № 231, Václav Kotěšovec

I. 1.Kc3 Ke4 2.Qd4+ K:f4(KAe4) 3.Q:g1(Gd4) Ke5 4.Kb2 K:e4(KAe5) 5.Ka1 Kd3 6.Qb1+ Kc3 7.KAb2 Kb3#; II. 1.Qd7 K:f4(KAf3) 2.Kc5 Ke5 3.Kb6 Ga7 4.Q:a7(Gd7)Kd6 5.Kb7 Gd5 6.Ka8 Kc6 7.KAb7 Kc7#; III. 1.Qb6 Kg4 2.Ke3 Kf5 3.Kf2 Ke4 4.Kg2 K:f4(KAe4)5.K:g1(Gg2) Kf3 6.Kh1 G:e4(KAg2) 7.Qg1 Kg3#

Три марша чёрного короля в три разных угла доски, с последующим занятием ферзём и кенгуру двух ортогональных полей на линии с белым королём (именно в таком порядке чтобы не допустить шаха белому королю), завершаются матом сверчком по диагонали. Хорошо использованы свойства сказочных фигур и примененного сказочного условия (PWC). Три решения и только пять фигур. Отлично!


No.220 Francesco Simoni
Italy
Julia’sFairies – 2013/I
 
6th Prize
220-h#3-fs
h#3               2 solutions              (6+5)
Bishophopper a7, g8
Rookhopper c8, d8
Grasshopper h7
No.302.1 Pierre Tritten & Dmitri Turevski
France / Russia
Julia’sFairies – 2013/I
Dedicated to Diyan Kostadinov
7th Prize
302.1-h#2-pt-dt
h#2               3 solutions           (0+11)
Anti-Andernach
Take & Make
KoBul Kings

VI. приз: № 220, Francesco Simoni

I. 1.Qe4 (Qc6 ?) Gd3 (Gf5 ?) 2.Qc6 (Qe6 ?) Sc5 (Sc1 ?) 3.BHd4 (RHd4 ?) Sd5‡; II. 1.Qg6 (Qe6 ?) Gf5 (Gd3 ?) 2.Qe6 (Qc6 ?) Sd5 (Sa2 ?) 3.RHd4 (BHd4 ?) Sc5‡

Аналогичное построение антибатарейных матов в ходе обоих решений. В первом решении мат ставит слоновый сверчок, и ладейный сверчок связывает чёрного ферзя, в другом решении – наоборот. Расположение белых фигур в заключительных позициях почти идентичное, отличается только в контроле полей с5, d5 белым сверчком. Но для того, чтобы сверчок смог этот контроль получить, ему нужна помощь чёрного ферзя. Поэтому ферзь на первом ходу предоставит ему препятствие, но таким способом, чтобы на втором ходу он смог сам себя связать. Только после этого чёрные могут заблокировать поле d4 один раз слоновым и второй раз ладейным сверчками. Белые должны на первом ходу использовать предоставленное им препятствие, прыгнуть своим сверчком, и только потом создать вертикальную и диагональную антибатареи чередующимися ходами коней на с5 и d5. Правильные маты. Просто – красота!

VII. приз: № 302.1, Pierre Tritten & Dmitri Turevski

I. 1.Bc6(W) B×b5(Bf7) 2.NKa6 B×c4(Bc8)‡; II.1.Nd6(W) N×c4(Nb4)+ 2.RKh2 N×h1(Nf3)‡; III.1.Rh4(W) R×h1(Rd5) 2.BKh7 R×b5(Rh8)‡

Три чёрные фигуры в трёх решениях циклически меняют свои функции. Каждая из них начинает одно решение, причём по «анти-андернаху» меняет свой цвет. Потом берёт другую фигуру, отдавая чёрному королю «по КоБулу» свою подвижность, и по «тейк-мейк» перемещается, взяв под контроль третью фигуру. И в заключение на ход короля берёт третью фигуру, второй раз меняет подвижность чёрного короля и с перемещением по «тейк-мейк» ставит ему модельный мат. Красиво!


No.292.1 Petko A. Petkov
Bulgaria
Julia’sFairies – 2013/I
Dedicated to the 1st Jubilee of Julia’s Fairies
8th Prize
292.1-hs#2x-pap
hs#2*            2 solutions            (4+8)
Chameleon Rh1
PAOs: c8, h8; VAO g8
Grasshopper e8

VIII. приз: № 292.1, Petko A. Petkov

Set-play: 1…VAc4 2.CRc1=CQ+ PAxc1#; I. 1.CRh5 = CQ PAc6 2.CQb5 = CS+ Gxb5#; II. 1.CRh4 = CQ Ge6 2.CQc4 = CS+ VAxc4#

Чёрная полубатарея трижды вскрывается, причём одна из трёх фигур полубатареи создает препятствие, другая это препятствие использует в окончательном прыжке и через третью матует пао h8. В этих ролях все три фигуры циклически чередуются. А белый хамелеон в это же время ищет поле, с которого может дать окончательный шах. Цельное содержание, хорошая конструкция, приятное впечатление.


No.214 Petko A. Petkov

Bulgaria
Julia’s Fairies – 2013/I
1st-2nd Honorable Mention
214-hs==5-pap
hs==5           2 solutions        (5+2+2)
KoBul Kings
Nightrider-Locust h3
Bishop-Locust g2
No.224 Petko A. Petkov

Bulgaria
Julia’s Fairies – 2013/I
1st-2nd Honorable Mention
224-hs#4-pap
hs#4              2 solutions            (5+6)
Leo b3

1.-2. почётные отзывы на равных: № 214 и 224, Petko A. Petkov

214: I. 1.Bg6! Rxg6 (Ka5=rB) 2.rBd2 Rxe6 (rBd2=K) 3.Re1 Re4! 4.nLBxe4-d5 (Ka8=rR) rRd8 5.nLNxd5-b6 (rR= rLB) rLBxb6-a5(Kd2= rLN) ==; II. 1.Bg4! Rxg4 (Ka5=rB) 2.rBc3 Rxa4 (rBd2=K) 3.Rb1 Rf4! 4.nLNxf4-d5 (Ka8=rR) rRa5 5.nLBxd5-c6 (rR= rLN) rLNxc6-e7 (Kc3= rLB)==

Два аналогичных решения, в конце которых на шахматной доске остаётся только белая пешка, белая ладья и два короля. Пешке ходить нельзя, так как её блокирует чёрный король; ладья связана потому, что своим ходом ставит под удар собственого короля; ему также нельзя тронуться, потому что некого ему взять; а у чёрного короля и было бы, но препятствует ему в этом белая ладья. Один король получил при этом свойства слоновой, а второй – всадниковой саранчи (локуста), в другом решении короли дружески поменялись этими свойствами. Богатое содержание, идеальная гармония!

224: I.1.Ra5!! LEb5! 2.Sdf4 (not 2.Bd5?) LEg5!! 3.Bd5! Kf5 4.Bf3 + LExa5 #; II. 1.Ba8!! LEb7! 2.Sc1 (not 2.Rd5?) LEg2!! 3.Rd5! Kf3 4.Rd4 + LExa8 #

У критических ходов белой ладьи и слона тройная мотивация: перешагнуть критическое поле d5, освободить линию для чёрного лео и подготовить ему финальный ход со взятием. Порядок ходов белые должны выбирать очень точно, потому что пойти на d5 могут только после того, как через это критическое поле пройдёт чёрный лео. Заключительный «обратно-матовый» финал очень интересный. После хода чёрного короля на свободное поле, предоставленное ему белыми вследствии перекрытия на поле d5, следует шах со вскрытием этой перекрытой фигуры, против чего нет другой защиты кроме её взятия – на том поле, куда пошла на первом ходу! Отличная конструкция (всего 11 фигур) и правильные маты (хотя практически идентичные – разница состоит только в положении чёрного лео на вертикали «а»).


No.230 Václav Kotěšovec
Czech Republic
Julia’s Fairies – 2013/I
 
3rd Honorable Mention
230-#2-vk
#2                                                 (9+9)
b) Anti-Andernach
Royal Zebra f3
Rookhoppers: a6, e5, h1
Bishophoppers: d5, f8
No.276 János Mikitovics
Hungary
Julia’s Fairies – 2013/I
Dedicated to Petko A. Petkov in occasion of his birthday!
4th Honorable Mention
276-pser-h=5-jm
pser-h=5     2 solutions         (2+1+3)
Chameleons: Sb4; Royal Bh4
Symmetry Circe
KoBul Kings

3. почётный отзыв: № 230, Václav Kotěšovec

a) 1.BHg2! Z.
1. – RHc1 a 2.Ke2# A
1. – c5 b 2.Sd:e5# B
1. – RHd6 c 2.Sc:e5# C
1. – BHh6 d 2.Sg:e5# D
b) 1.BH:b3! Z.
1. – RHc1(w) a 2.Sd:e5# B
1. – c5 (w) b 2.Sc:e5# C
1. – RHd6(w) c 2.Sg:e5# D
1. – BHh6(w) d 2.Ke2# A

Чёрный зебровый король (мне очень не нравится название «королевская зебра» и тому подобные термины, потому что в шахматах надо поставить мат не зебре а королю, не важно – ходит ли он как ферс, или ферс и визирь вместе, либо как зебра – всегда это будет король) может теоретически пойти на четыре поля – с1, с5, d6 и h6, которые в начальном положении под контролем белых. Итак, после заблокирования этих полей, белые фигуры, их защищающие, могуть покинуть этот контроль и матовать чёрного короля. Интересно меняется ситуация в близнеце. Ослабляющий мотив чёрных защит уже не блокирование, так как после хода меняется цвет фигуры, а нападение, но на другое королевское поле. И если в близнеце «а» блокируется поле с1, то в близнеце «b» та же самая защита уже берёт под свой контроль поле с5. Так в цикле чередуются ослабляющие мотивы всех четырёх защит. Циклическая перемена четырёх матов достигается за счёт смены ортодоксальных условий на анти-андернахские. Оригинальная находка, вероятно запатентованная автором уже в задаче 5749 Phénix 175, 2008 с переменой пяти матов и в прекрасной 1313 РАТ А МАТ 2009, в которой циклически меняется даже шесть матов. (Заметка к № 230.1: Шесть, конечно, больше четырёх, но в изобилии разных видов сказочных фигур цикл теряется.)

4. почётный отзыв: № 276, János Mikitovics

I. 1.ncSb4-c6=ncB + rKe4-f5 2.ncBc6-b5=ncR + a4xb5 [+ncRg4] [brcB=rcR] + 3.rcRh4xg4=rcQ [wrcK=rcR] + rcRf5-e5=rcQ 4.nPg7-g5 5.rcQg4-h5=rcS nPh7-h8=ncS!! = ; II. 1.rBh4-e7 2.ncSb4-d3=ncB + rKe4xd3 [+ncBe6] 3.rcBe7-d6=rcR + rKd3-c2 4.rcRd6xe6=rcQ [+ncBd3] [wrcK=rcB]+ ncBd3-e4=ncR + 5.rcQe6-g6=rcS nPh7-h8=ncB!! =

Богатая комбинация не так часто встречающихся, но очень хорошо использованных сказочных элементов. Слоновый хамелеон-кобул-король (не слишком ли много функций для одного бедного короля?☺) наконец превращается в коня, не способного к подвижности, так как все поля, на которые он мог бы пойти, находятся под контролем белых. Не могут двигаться и остальные фигуры – нейтральная пешка g7 один раз связана, второй раз заблокирована, другая нейтральная пешка превратится в неподвижного коня или в такого же слона, а хамелеон заблаговременно сбит с доски, либо связан. Оха!☺(Очень хорошо!)


No.221 Valerio Agostini
Italy
Julia’sFairies – 2013/I
5th Honorable Mention
221-h#2-va
h#2                2 solutions             (4+2)
Pao c5, d1
No.259.1 Gani Ganapathi
India
Julia’sFairies – 2013/I
6th Honorable Mention
259.1-h#2,5-gg
h#2,5            2 solutions             (5+7)
Equihoppers: f2, f6
PAO e1; VAO b6; NAO c6

5. почётный отзыв: № 221, Valerio Agostini

I. 1.e5 PA-a5 2.e4 Bb5≠; II. 1.e6 PAc-c1 2.e5 Bc2≠

Горизонтальный и вертикальный критические ходы белого пао и блокирование соответствующих полей у черного короля заканчивается батарейным матом. Белым слону и пао помагает одинокая чёрная пешка. Простая конструкция, миниатюра, гармоничное содержание.

6. почётный отзыв: № 259.1, Gani Ganapathi

I.1…NAb8 2.EQ2d4 VAxe3 3.EQh6 VAxh6#; II. 1…VAd8 2.EQ6d4 NAxe2 3.EQh8 NAxh8#

Два батарейных мата, где вскрываемой фигурой является белый пао, а вскрывающей – поочередно нао и вао. Когда батарею вскрывает одна китайская фигура -другая берёт под контроль поле у черного короля f6, и наоборот. Один чёрный равнопрыгун (Equihopper) ходом на d4 помогает китайским фигурам создать батарею, а другой – ходом на поле, на котором были взяты эти фигуры, – её вскрыть. Кроме того, вскрывающая фигура контролирует ещё и поле f4. Идеальная кооперация всех фигур. Позиция 259.1 лучше, чем 259 – на полхода длиннее, на одну фигуру меньше, и сказочные фигуры лучше загружены.


No.237 Mario Parrinello
Italy
Julia’sFairies – 2013/I
7th Honorable Mention
237-hs#4-mp
hs#4             2 solutions              (7+9)
Locust f3
Rook-Locust c3
Bishop-Locust d3
Siren b5
Tritons d4, c5
No.298 Georgy Evseev, Petko A. Petkov & Julia Vysotska
Russia / Bulgaria / Latvia
Julia’sFairies – 2013/I
8th Honorable Mention
298-h#3-ge-pap-jv
h#3               2 solutions             (6+6)
Lions: b8, h6
Kangaroos: b2,d2,f2,g2
LEO d8

7. почётный отзыв: № 237, Mario Parrinello

I. 1.TRg4 Lxg4-h5 2.Rg4 TRg5 3.LRxc4-c5 + SIc4 4.LRxc4-c3 + Lxg4-f3 #; II. 1.TRf4 Lxf4-f5 2.Rf4 SIb8 3.LBxc4-b5 + TRc4 4.LBxc4-d3 + Lxf4-f3 #

Красивое взаимодействие семейства саранчей (локустов) с их близкими родственниками – морскими фигурами – с почти одинаковой мотивировкой отдельных ходов в обеих решениях. Что происходит в одном решении по диагонали, во втором – по ортогонали, и наоборот. Производят впечатление прежде всего ходы с темой возврата и двухстороннее построение специальных батарей, вскрываемых взятием фронтальной фигуры. Изумительно, что в конце такого насыщенного содержания обе заключительные позиции полностью одинаковые, отличаются только положением и видом матующей фигуры. Однако, более сложным по сравнению с обсуждением содержания этой задачи, было определить, которая позиция лучше – 237 или 237.1. Определенно, лучше использовать пешку вместо тритона, единственная задача которого – приносить себя в жертву на двух фронтальных полях. Но какой ценой? В 237.1 не только тритон заменяется пешкой, но и добавляются белый конь и три чёрные пешки. Так позиция стала более загруженной и поэтому решил отметить отличием 237.

8. почётный отзыв: № 298, Georgy Evseev, Petko A. Petkov & Julia Vysotska

I.1.Rxg2 LEb6 2.LIxb2 KAa7+ 3.LIf2 LEb1#; II. 1.Bxf2 LEg5 2.LIxd2 KAg6+ 3.LIg2 LEc1#

Четыре кенгуру на второй горизонтали с удивительной точностью чередуются в выполнении своих функций. В первом решении кенгуру g2 бьют чёрные, блокируя это поле, пока кенгуру f2 вскрывает батарейный шах от белого лео. Во втором решении происходит точно обратное. Также чередуются роли и двух других кенгуру – когда одну бьют чёрные, освобождая при этом линию белому лео, – вторая контролирует королевское поле h2. Очень красиво, но также надо отметить, что в каждом решении один чёрный лион неудел.


No.300 Michel Caillaud
France
Julia’sFairies-2013/I
Dedicated to the 1st Birthday of Julia’s Fairies!
9th Honorable Mention
300-h#3-mc
h#3               2 solutions        (1+9+4)
Neutral LEO e5
No.307 Mario Parrinello
Italy
Julia’sFairies-2013/I
Dedicated to the 1st Birthday of Julia’s Fairies
10th Honorable Mention
307-h#2-mp
h#2              b) MSf2→e1           (6+7)
Marine Knights: b7, e8, f2

9. почётный отзыв: № 300, Michel Caillaud

I. 1.nSc6 nQ×f3+ 2.nLEe4 nQh1 3.nLEg2 nLE×a2‡; II. 1.nSd6 nQ×d3+ 2.nLEd4 nQd1 3.nLEd2 nLE×a5‡

Очень хорошая ортогонально-диагональная аналогия во всех ходах обеих решений, образцовое взаимодействие нейтральных ферзя и лео, и два правильных мата.

10. почётный отзыв: № 307, Mario Parrinello

a) 1.MSg4 MSa5 2.MSxe3-c2 MSxc4-e3 #; b) 1.MSc2 MSg7 2.MSxe3-g4 MSxf5-e3 #

Чёрные пешки с4 и f5 связаны специальным образом так, что после их хода чёрный король получает шах от морских коней b7 и e8. Но, если удалить эти пешки, под шахом окажется не только чёрный, а также и белый король. Поэтому наступает «минута славы» чёрного морского коня f2. Он разблокирует поле e3, взяв на нём пешку, и предварительно перекрывает черную фигуру нацеленную на белого короля – один раз на c2, второй раз нa g4. Хорошая аналогия с соло морских коней в игре обеих сторон.


No.249 Julia Vysotska
Latvia
Julia’sFairies-2013/I
1st Commendation
249-h#2,5-jv
h#2,5        b) +black Pd4     (1+3+3n)
Nightrider h1
Locust d7
No.252 Julia Vysotska
Latvia
Julia’sFairies-2013/I
2nd Commendation
252-h#3-jv
h#3               2 solutions            (2+6)
(no w.King)
Nightrider f7
Locust a6, e6

1. похвальный отзыв: № 249, Julia Vysotska

a) 1…nBh7-e4 2.Nh1-b4 nBe4-d5 + 3.nLd7xd5-d4 nRb1xb4 #; b) 1…nRb1-b6 2.Nh1-d3 nRb6-c6 + 3.nLd7xc6-b5 nBh7xd3 #

Задача с двумя интересными матовыми финалами, в которых нейтральная саранча (локуст) не только контролирует большинство полей у черного короля, но и связывает матующую фигуру, занимающую одно из них. Чередование взятой и матующей фигур (тема Зилахи) в оригинальном исполнении. В позиции а) пешка с3 не нужна, но в позиции b) нужна ещё одна. Задача, вызвавшая на сайте очень большой творческий диспут. Моя точка зрения по нему такая:
Увеличение количества ходов оправдано только тогда, когда каждый добавленный ход является составной частью определенного тематического комплекса, расширяет замысел автора, либо является носителем индивидуального интересного эффекта. Ходы 1…nВh7-e4 и 1…nRb1-b6 выполняют эти условия только частично.
Применение сказочных фигур оправдано только в случае их участия в тематическом содержании задачи. Если тот же самый результат можно достичь и с ортодоксальными фигурами, применение сказочных фигур теряет смысл. Конечно, есть и исключения. В задаче 249 всадника можно заменить ферзём.
Kаждое художественное произведение, в том числе и шахматная задача, имеет своё содержание и форму. Я лично гораздо больше внимания уделяю содержанию задачи, чем ее конструкции, и в первую очередь оцениваю оригинальность авторского замысла, мотивировку и идейное богатство отдельных ходов, а также взаимосвязь всех тематических элементов. Содержание задачи № 249 считаю весьма оригинальным и превышающим упомянутые конструктивные недостатки. Поэтому решил задачу отметить.

2. похвальный отзыв: № 252, Julia Vysotska

1.Kc3-b4 Le6xd6-c6 2.Nf7-b5 Lc6xb5-a4 + 3.Kb4-a5 La6xa7-a8 #; 1.Kc3-d4 La6xb6-c6 2.Ba7-c5 Lc6xc5-c4 + 3.Kd4-d5 Le6xf7-g8 #

Привлекательная ортогонально-диагональная аналогия между двумя решениями, заканчивающимися правильными батарейными матами. Дополнительный чёрный материал служит для перемещения белых саранчей, совершающих взятия, и в итоге на доске остаётся не более пяти фигур. Чёрные пешки не должны всегда играть, поэтому, наверное, и пешка е5 в первом решении отдыхает.


No.234 Pierre Tritten
France
Julia’sFairies-2013/I
3rd Commendation 
234-h#2-pt
h#2              3 solutions             (5+5)
Take & Make
No.243 Peter Harris
South Africa
Julia’sFairies-2013/I
4th-11th Commendation
243-ser-hs#6-ph
ser-hs#6       b) Kh8→g8           (2+1)
Haaner Chess
Super-Circe
Chameleon Chess

3. похвальный отзыв: № 234, Pierre Tritten

I. 1.Ba4 S×b6(Sb3) 2.K×b3(Ka5) B×e5(Bc7)‡; II. 1.Sa4 B×e5(Bc3) 2.K×c3(Ka5) S×b6(Sc6)‡; III. 1.Sd5 S×e5(Sc3) 2.K×c3(Ke4) R×b6(Re6)

Если о первых двух решениях можно сказать, что в них все мотивы практически аналогичные, то о третьем решении этого уже не скажешь. Правда, с данным материалом и в данном расположении фигур полной аналогии добиться очень трудно. Кажется, что аналогию было бы легче искать не с предыдущими двумя, а с четвёртым решением. Но всё равно, в этом конкурсе три решения не так часто встречаются, поэтому такую задачу надо отметить.

4. -11. похвальные отзывы на равных:
№ 243, Peter Harris

a) 1.b2-b1=S 2.Sb1-a3=B 3.Ba3-e7=R 4.Re7*f7=Q[+wPh6] 5.Qf7-g8=S h6-h7 6.Sg8-f6=B #; b) 1.b2-b1=B 2.Bb1-c2=R 3.Rc2-f2=Q 4.Qf2*f7=S[+wPg7] 5.Sf7-h8=B Kg8*h8 [+bBg1] 6.Bg1-h2=R #

Только три фигуры, но и три сказочных элемента позволили автору построить два близнеца с аналогичными решениями. В первом близнеце серию ходов начинает чёрная пешка, превращаясь в коня, который постепенно осуществит весь цикл превращений, чтобы наконец опять в «шкуре коня», сделав последний ход, превратиться в слона и дать мат белому королю. Во втором близнеце цикл превращений сдвинут на одну фигуру – начинается превращением в слона и завершается опять ходом слона с превращением в ладью. Одно королевское поле, благодаря супер-цирце, блокирует белая пешка, а второго королевского поля, благодаря второму условию, уже нет.


No.256 Peter Harris
South Africa
Julia’sFairies-2013/I
4th-11th Commendation
256-hs#2-ph
hs#2             2 solutions              (2+3)
Transmuted Kings
Super-Circe
Locust d5
No.277 Chris Feather
England
Julia’sFairies-2013/I
4th-11th Commendation
277-h#2-cf
h#2              3 solutions        (2+1+2n)
Anti-Kings+Anti-Circe

№ 256, Peter Harris

I. 1.Ld5xe5-f5 [+bPd1=bR] Rd1-d3 2.Lf5xf7-f8[+bPf1=bL] + Rd3-d6 #; II. 1.Ld5xe5-f5 [+bPg1=bB] Bg1-c5 2.Lf5xf7-f8[+bPc1=bL] + Bc5-d6 #

Одинаковые первые и вторые ходы белой саранчи, но с превращениями взятых пешек на разных полях. Диагональная батарея саранча-ладья, нацеленная на белого короля, меняется на вертикальную саранча-слон, но вскрывающие батарейные фигуры оба раза ходят на d6. С теоретической точки зрения прошу обратить внимание на форму защитного мотива этих ходов. Шах чёрному королю здесь отклоняется блокированием, что в ортодоксалных шахматах невозможно. Очень цельная и оригинальная задачка.

№ 277, Chris Feather

I. 1.nPc1=nR Pa3 (Pa4? … 3.nRxa4[nRa8]!) 2.nRa1 nPe8=nQ#; II. 1.nPc1=nS+ Ke2 2.nSxa2[nSg8]+ nSxe7[nSg1]#; III. 1.nPc1=nB+ Kd2 2.nBa3+ nBxe7[nBc1]#

Интересная презентация нового сказочного условия. Задаче 277 я дал предпочтение перед 278 за три разных превращения одной и той же нейтральной пешки. Но должен напомнить, что название анти-король не отвечает сути отличия от ортодоксальных шахмат. Здесь не изменился ход короля (его подвижность точно такая, как и в ортодоксальных шахматах), а изменилась цель игры, поэтому лучше не «анти-король» а «анти-шах».


No.279 Pierre Tritten

France
Julia’sFairies-2013/I
 
4th-11th Commendation
279-h#2-pt
h#2               2 solutions             (5+5)
Take & Make
No.293 Petko A. Petkov

Bulgaria
Julia’sFairies-2013/I
Dedicated to the 1st Jubilee of Julia’s Fairies
4th-11th Commendation
293-h#2-pap
h#2             b) Kh2→f1       (4+10+4)
Take & Make
Neutral Nightriders: f4, h8

№ 279, Pierre Tritten

I. 1.R×e1(Re3)+ K×e3(Kb3) 2.K×h7(Kb1) R×a5(Re1)‡; II. 1.B×e1(Be3) K×e3(Ka7) 2.K×g5(Ka5) B×b1(Be1)‡

Шикарные ортогонально-диагональные модельные эхо-маты с интересным их созданием. Одна из чёрных фигур, взяв белую ладью е1, переместится на е3, где её возьмёт белый король и таким образом подготовит матовый финал. Чёрный король с той же целью возьмёт одну из двух оставшихся на доске белых фигур (Зилахи). И последняя белая фигура, взяв вторую чёрную фигуру, возвращается опять на е1! Этот красивый «спектакль» повторяется в обеих решениях, только с чередованием в нём участвующих фигур!

№ 293, Petko A. Petkov

a) 1.nNxh5-h6+ nRf4! 2.nNb3 nBxf4-f1#; b) 1.nNxg2-g4+ nBf4! 2.nNe8 nRxf4-e5#

На белого короля целит нейтрально-слоновая (в близнеце – нейтрально-ладейная) батарея, на чёрного – нейтрально-всадниковая полубатарея, и всё содержание задачи заключается в их взаимодействии и игре на поле f4. Когда нейтральный конь f4 в качестве вскрывающей фигуры уходит с поля f4 с шахом белому королю, одна из нейтральных вскрывающих фигур из полубатареи на этом же поле шах отклоняет. И в заключении другая фигура, опять на этом же поле, бьёт первую, открывает батарейный шах чёрному королю и, уходя с поля f4 согласно правилам «тейк-мейк», шахует чёрного короля и второй раз. Взаимное перекрытие на поле f4 (тема Grimshaw) на первом ходу меняется на взаимное взятие с матом (тема Zilahi) на втором ходу. Очень интересно.


No.304 Luis Miguel Martín
Spain
Julia’sFairies-2013/I
4th-11th Commendation
304-h#2-lmm
h#2            2 solutions          (4+2+2)
Rookhopper d2
Bishophopper g2
Neutral Contra Rookhopper d6
Neutral Contra Bishophopper c6
No.308 Vito Rallo
Italy
Julia’sFairies-2013/I
4th-11th Commendation
308-h#4,5-vr
h#4,5             b) Sd3→e2             (3+3)
Andernach-Grasshoppers: g3, e1

№ 304, Luis Miguel Martín

I. 1.nCRHd3 nCBHe4+ 2.nCBHb7 BHc6#; II. 1.nCBHf3 nCRHd4+ 2.nCRHd7 RHd6#

Задача с редко встречающимися сказочными фигурами и с двумя интересными вариантами по Забунову. Нейтральные слоновый и ладейный контра-сверчки чередуются при выполнении функции матующей фигуры и фигуры, создавшей препятствие для контроля королевских полей (d4, е4).

№ 308, Vito Rallo

a) 1…Kf4-e5 2.AGg3-d6 Ke5-e4 3.AGe1-e5 Sd3-f2 4.Kd2-e1 Ke4-e3 5.AGd6-f4(wAGe5) AGe5-g3(wAGf4) #; b) 1…Kf4-g5 2.AGe1-h4 (wAGg3) AGg3-g6 3.Kd2-e1 Kg5-f4 4.AGh4-e4 Kf4-f3 5.Ke1-f1 AGg6-d3 (wAGe4) #

Зеркальное эхо, в котором главным «двигателем» всех изменений является белый король.


No.273 Ivan Skoba & Ján Golha
Czech Republic / Slovakia
Julia’sFairies – 2013/I
4th-11th Commendation
273-pser-h#12-is-jg
pser-h#12     b) bKh7->a7         (2+2)
Vertical Mirror Circe

№ 273, Ivan Skoba & Ján Golha

a) 1.Ra1+ Kb3 2.Ra3+ Kc4 3.Rc3+ dxc3 [+bRa8] 4.Ra4+ Kd5 5.Rd4+ cxd4 [+bRa8] 6.Ra5+ Ke6 7.Re5+ dxe5[+bRa8] 8.Ra6+ Kf7 9.Rf6+ exf6 [+bRa8] 10.Rg8 11.Rg7+ fxg7 [+bRa8] 12.Rh8 gxh8R [+bRa8] #;
b) 1.Rxd2
[+wPe2]+ Kb3 2.Rd3+ exd3 [+bRh8] 3.Rb8+ Kc4 4.Rb4+ Kc5 5.Rc4+ dxc4 [+bRh8] 6.Rh5+ Kd6 7.Rd5+ cxd5 [+bRh8] 8.Rh6+ Kc7 9.Rc6+ dxc6 [+bRh8] 10.Rb8 11.Rb7+ cxb7 [+bRh8] 12.Ra8 bxa8R [+bRh8] #

Чёрная ладья помогает белым королю и пешке постепенно переместиться в другой конец доски. За оказанную помощь и в честь чёрной ладьи белая пешка превращается также в ладью. Но на этом любовь кончается и превращенная ладья вдруг ставит мат чёрному королю! В близнеце а) король с пешкой путешествуют на северо-восток, в близнеце b) – на северо-запад, но всегда вблизи своего чёрного колеги. Очень хорошо выбраны и использованы сказочное задание и условие. №273 имеет частичного предшественника – Cornel Pacurar, PS2514F, The Problemist Supplement 09/2011. Поэтому задача получает 4.-11. Похвальный отзыв. 


 

Поздравления всем победителям и участникам!

award-footer


Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x